Мода

Белый манджушри значение. Ю.Н. Рерих. Тибетская живопись. А.Л. Баркова. Буддийская живопись в собрании МЦР. Таинство правильного чтения мантры


МАНДЖУШРИ

С чтения мантры бодхисаттвы мудрости буддист начинает любые занятия наукой, поэтому она сопровождает монаха с самых первых шагов его, еще послушника, в монастыре.

Манджушри – один из немногих бодхисаттв, который упоминается как в сутрах, так и в тантрах. Его особая цель – помочь буддисту постичь свою собственную сущность и истинную природу всех вещей. Согласно легенде, он восемьдесят четыре тысячи лет назад верой и правдой служил тогдашнему будде и стал бодхисаттвой, дав обет не уходить в нирвану, пока не придут все тысяча будд этой кальпы.

Вот текст одного из духовных стихов, посвященных бодхисаттве мудрости:

ПРЕКЛОНЯЮСЬ ПЕРЕД МАНДЖУШРИ, БУДДОЙ МУДРОСТИ!

Я кланяюсь моему гуру и покровителю Манджушри,
Который держит у своего сердца священный текст,
символизирующий его видение всех вещей таковыми, каковы они на самом деле,
Чей ум освещает даль подобно солнцу,
не заслоняемому иллюзиями или слезами невежества,
Кто с состраданием и любовью отца к его единственному ребенку
обучает посредством шестидесяти способов все существа,
заключенные в темницу сансары,
сознание которых омрачено тьмой невежества и кто сокрушен страданием.
Ты, чье подобное реву дракона провозглашение Дхармы
пробуждает нас от оцепенения под властью наших неверных взглядов
и освобождает нас от железных оков нашей кармы,
Ты, кто держит меч мудрости, разрубающий страдание,
где бы его ростки ни появились, рассеивающий тьму невежества,
Ты, чье царственное тело обладает ста двенадцатью признаками будды,
Кто прошел все ступени, ведущие к высшему совершенству бодхисаттвы,
Кто был чистым с самого начала, –
Я кланяюсь тебе, о Манджушри!

Сиянием твоей мудрости, о Сострадающий,
Рассей тьму, в которую заключен мой разум,
Просвети мой ум и мудрость,
Чтобы я мог устремить мой взгляд
в слова Будды и тексты, объясняющие их.

На картинах Манджушри изображается в виде шестнадцатилетнего юноши, поскольку буддийская мудрость – результат не умудренности годами, а озарения, позволяющего сразу проникнуть в сущность бытия. Такая мудрость и освобождение от страданий – одно и то же.

В нашей коллекции есть три замечательные картины, представляющие бодхисаттву мудрости.

На полотне №23 Манджушри изображен в окружении своих ипостасей (ил. 27).

В центре – Манджушри в своей обычной форме: его тело оранжево-желтого цвета, что связано с его именем, означающим “Славный сиянием”, в правой руке он держит пламенеющий меч, рассекающий мрак невежества, в левой – лотос, на котором лежит книга Праджняпарамита-сутры. Обращает на себя внимание такая иконографическая редкость, как отсутствие лучей в синем круге сияния за спиной бодхисаттвы. Трон окружен облаками, перед ним в темно-синей чаше, стоящей на лотосе, лежат оранжевое зеркало, лютня, три плода и раковина; над чашей – желтое сияние, пронизанное золотыми лучами (также редкость).

Паривару составляют четыре ипостаси Манджушри. Вверху – синетелый Кришна Манджушри (Черный Манджушри), его руки в жесте Поворота Колеса Закона, он держит лотосы, на которых стоят меч и книга; краснотелый Манджушри Джнянасаттва (Мудрая Сущность), держащий в своих четырех руках меч, лотос с книгой, лук и стрелу (они являются символами медитации и мудрости, направленными против внутреннего эгоизма). Внизу – оранжевый Симханада Манджушри, едущий, в соответствии со своим именем, верхом на льве, его левая нога приспущена со спины льва, он держит меч и лотос с книгой; белотелый Облаченный-в-Листья Манджушри, с тем же жестом рук и оплечьем из листвы.

Тханка обильно прописана золотом; эта пропись хорошо сохранилась, хотя краски потемнели от времени. Работа монгольского художника XVIII в.

Картина №24 также представляет Манджушри с окружением.

Центральное изображение идентично предыдущему, по краям сияния за спиной бодхисаттвы четыре цветка лотоса.

Вверху в облаках – Цзонхава и два его ученика; изображение Великого Реформатора слегка повреждено. Внизу в центре – Белая Тара.

По углам картины мы видим четыре ипостаси Манджушри. Вверху – зеленотелая форма, определяемая Ю.Н.Рерихом как Кумара, его руки – в жесте Поворота Колеса Закона, на лотосах он держит меч и висваваджру; краснотелый Манджушри Джнянасаттва, изображенный, как на предыдущей картине. Внизу – белотелый Симханада Манджушри, сидящий на белом льве; оранжевый Облаченный-в-Листья Манджушри с мечом и книгой на лотосах, правая рука в мудре щедрости, левая – у бедра в непонятной мудре.

Внизу картины дважды изображена Триратна.

Работа монгольского художника XVIII в. Вверху картина повреждена.

Картина №25 принадлежала к числу личных тханок Е.И.Рерих, подаренных ей Учителями. На этой картине изображен с окружением (ил. 28).

Белый Манджугхоша находится в центре, его правая рука в мудре щедрости (варада), левая – у груди в мудре поучения (витарка), в обеих руках он держит лотосы, на которых стоят меч и книга.

Вверху над бодхисаттвой находятся три божества долгой жизни – Амитаюс, Ушнишавиджая и Белая Тара. Внизу – два трудноопределимых божества. Левое – белотелое с ваджрой у груди и колокольчиком у бедра (это атрибуты Ваджрасаттвы, однако изображение Абсолютного Будды в низу картины странно, ведь тханка строится по законам иерархии пантеона – чем выше класс божества, тем выше он будет расположен на картине); ср. также аналогичное изображение Ваджрапани в милостивой ипостаси (ил. 13). Справа – вероятно, Красная Тара в обычном для богини облачении; в правой руке она держит драгоценный камень (ее традиционный атрибут – сосуд с эликсиром бессмертия в правой руке), левая рука в витарка-мудре.

Внизу в центре желтотелый бог богатства Кубера.

Вокруг божеств лежат различные священные символы – зеркало, раковины, плод в чаше, цимбалы, зерна в чаше и др.

Тханка тибетской работы прошлого века, исключительно красиво написанная.

История наставления Белого Манджушри традиции Великого пандита Мати из садханы и ритуала последующего разрешения (paN+Di ta ma ti nas brgyud pa"i "jam dbyangs dkar po"i sgrub thabs rjes gnang las tshogs dang bcas pa), составленных Джамьянгом Кенце Вангпо.

Джитари (тиб. dgra las rnam par rgyal ba, санск. jitāri, около 940-1000) выслушал учение напрямую от Манджушри и обрел сиддхи. Однажды Манджушри прибыл к нему и сделал предсказание: "Тебе сейчас сто десять лет. Это тело не выдержит больше десяти лет. Поэтому найди духовного сына, являющегося подходящим сосудом, объясни и передай это учение лишь ему одному".

Тогда Джитари волшебным способом взлетел в небо и стал искать во всех сторонах света духовного приемника, являющегося подходящим сосудом, но так и не смог его найти.

Он снова отправился на поиски, на этот раз в царстве Магадха. Там он увидел немощного старика пастуха буйволов, не имеющего средств к существованию, который был подходящим сосудом, и отправился к нему.

Он сказал ему: «Ты - подходящий сосуд, поэтому оставь эту работу и войди во врата дхармы».

Старик ответил: «Я стар и немощен и не имею средств к существованию. Я даже не умею читать, поэтому прошу, возьмите меня в ученики в следующей жизни».


Ачарья Джитари ответил: «У меня есть способ». - и дал старику эту садхану Белого Манджушри. Тот стал заниматься практикой этого божества и, за пять дней став великим ученым пандитом, обретшим знание, не опираясь на других, прославился как Пандита Мати. Ачарья Джитари даровал ему посвящение в мандалу гневного и мирного Манджушри, и он стал известен под тайным именем Лалита Ваджра (тиб. sgeg pa’i rdo rje, санс. Lalitavajra). Так как он родился на Ратнадвипе (древнее название Шри Ланки), его называли Ратнадвипи (тиб. nor bu gling pa).

Затем Пандита Мати сделав простирания пред Ачарьей Джитари, сказал: «Наставник, хотя вашей заботой я стал ученым, так как я стар, у меня нет времени заниматься объяснением учения, поэтому я займусь практикой". Наставник Джитари ответил: "Тебе осталось жить десять лет. Мое медитативное божество предсказало, что я проживу еще десять лет, из них два уже прошли. Теперь у меня осталось восемь лет, я отдам их тебе, ты в течение восемнадцати лет радей о благе живых существ. Затем молитвенно обращайся к медитативному божеству. Возможно, ты обретешь продолжительность жизни, равную Солнцу и Луне». Сказав так, ачарья Джитари отправился в чистую землю Кхечари.

Затем Лалита Ваджра объяснил это учение младшему Ратнадвипи (тиб. тиб. nor bu gling pa chung ba). Тот передал его Акарагупте (тиб. "byung gnas sbas pa, санск. Ākaragupta). Тот передал Великому пандите Шакьяшри (санск. Śākya Śrī Вhadra). Тропу-лоцава (тиб. khro phu lotsA ba) пригласил Шакьяшри в Тибет. Когда Шакьяшри совершал затвор сезона доджей в Центральном Тибете на горе Синпо, так как у тибетцев не было индийской мудрости, Тропу-лоцава попросил устных наставлений по увеличению мудрости у учителя Шакьяшри.

Пандита Шакьяшри сказал: «В океане устных наставлений, которые у меня есть, четыре особенные: это наставление по достижению пробуждения посредством Белого Чакрасамвары; наставление по увеличению мудрости с опорой на Белого Манджушри; наставление одного светильника и одного черепа, вследствие практики которого возможно обходиться лишь одной хлопковой одеждой; наставление по обретению богатства с опорой на Черного Джамбхалу. Из них - это наставление по увеличению мудрости с опорой на Белого Манджушри». Сказав так, Шакьяшри дал всем это учение. От Тропу-лоцавы эти наставления испросил Кенпо Вангчуг Сенге, тот Гьятон Ананде, тот мне.

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Объявление

Информация о пользователе

В Буддизме Манджушри является Бодхисаттвой (становящийся Буддой) Мудрости, хотя считается, что он уже обрел просветление Будды. Он дарует понимание, мудрость, овладение Учением, силу истолкования, красноречие и память. Он главный защитник и покровитель астрологов. Манджушри также почитается как покровитель искусств и наук, писатели к нему взывают о помощи. Авторы часто начинают свои книги стихами в его честь.

Манджушри работает вместе с Господом Майтрейей. Их часто изображают в троице с Гаутамой Буддой, в которой Манджушри представляет аспект мудрости учения Буддизма, а Майтрейя – аспект сострадания.

На санскрите имя "Манджушри" обозначает "благородная слава" или "сладостная слава". Манджушри также известен как Манджугоша (что означает "сладкозвучный" или "с ласковым голосом") и как Вагишвара ("Господь Речи").

Манджушри приписывается обладание силой мудрости различения. Он способен различать верные и неверные убеждения, благотворные и вредные поступки, которые должны быть предприняты на духовном пути. Он держит меч, побеждающий невежество. Меч Манджушри считается мечом быстрого отделения [от привязанностей, заблуждений, привычек] и является символом просвещенной воли.

В искусстве Буддизма Манджушри изображают как прекрасного шестнадцатилетнего принца. Часто он держит в левой руке стебелек цветка голубого лотоса. На цветке покоится одно из писаний Праджнапарамита, которое связано с пониманием Праджны, или мудрости. Огненным мечом в правой руке он побеждает невежество.

DHIH (ДХИ) – это биджа (корневой слог) Манджушри. Сущность космического существа заключена в этом слоге – бидже. Мантру Манджушри можно использовать для развития мудрости, памяти и понимания писаний.

Согласно одной тибетской традиции, верующий должен повторять мантру OM AH RA PA TSA NA DHIH вслух 100, 21 или, по крайней мере, 7 раз. При последнем повторе, заключительный слог DHIH необходимо повторить как можно больше раз.

OM WAGI SHORI MUM

ОМ ВАГИ ШОРИ МУМ

"Господь Речи, МУМ!" или "Слава Господу Речи, МУМ!"

OM AH RA PA TSA NA DHIH

ОМ А(Х) РА ПА ТСА НА ДХИ

Ом! Да смогу я достигнуть мудрости пяти Дхиани Будд!

Для посвященного мандала Пяти Дхиани Будд является одновременно космической диаграммой мира и его самого. Это инструмент духовного роста и мистического опыта – карта божественных возможностей, предназначенная для просвещения всего живого.

Пять Дхиани Будд ведут к духовному преображению

Пять Дхиани Будд – это Вайрочана, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха и Амогхасиддхи. Тибетские буддисты верят, что Ади-Будда, изначальное и высшее существо, создало Дхиани Будд силой своей медитации.

Пять Дхиани Будд являются небесными Буддами, визуализация которых совершается во время медитации. Слово "Дхиани" происходит от санскритского "дхиана", что значит "медитация". Дхиани Будды также называются Джинами ("Победителями", или "Покорителями") и считаются великими целителями ума и души. Они не являются историческими личностями, подобными Гаутаме Будде, это трансцендентные существа, символизирующие универсальные божественные принципы или силы. Они представляют различные аспекты просветленного сознания и ведут к духовному преображению.

Каждый Дхиани Будда связан с определенными атрибутами и символами. Каждый воплощает одну из пяти мудростей, излечивающих от пяти губительных ядов, наиболее опасных для духовного роста человека и продлевающих его связь с физическим существованием. Буддисты учат, что Дхиани Будды способны трансмутировать пять ядов в противоположные этим ядам трансцендентные мудрости. Тибетская "Книга мертвых" рекомендует ученику медитировать на Дхиани Будд так, чтобы их мудрость заменила те негативные силы, которым он позволил овладеть собой.

Каждый Будда управляет одним из направлений пространства и одним из космических царств: эфира, воды, земли, огня и воздуха. Дхиани Будды также олицетворяют собой пять сканд – компонентов как жизни вселенной, так и человеческой личности. Эти составляющие суть сознание, форма, чувство, восприятие и воля.

В дополнение к этому каждый Дхиани Будда ассоциируется с определенным цветом, мудрой (оккультным знаком, образованным пальцами руки), животным, которое поддерживает его престол, священным символом и биджей (корневым слогом). Биджа представляет сущность Дхиани Будды. Ее можно сочетать со священным звуком ОМ и именем этого Будды для создания мантры – ряда мистических звуков, несущих сокровенный смысл. В индуизме и буддизме ученики читают мантры, призывая силу и присутствие божественного существа. В некоторых традициях практикующие используют мантры в медитациях, чтобы соединиться с божеством, которое призывают.

"Повторяя мантру и выполняя мудру Будды, – пишет буддистский монах и учитель Сангхаракшита, – человек может не просто соответствовать определенного рода реальности, которую тот олицетворяет, или прийти в сонастрой с нею, но и наполниться этой трансцендентной силой".

Мандалы – схемы мистического единения

Буддисты часто изображают Дхиани Будд в мандале. "Мандала" это санскритское слово, означающее "круг", переводится в тибетских текстах как "центр" или "то, что окружает". Некоторые считают, что это слово происходит от слова "манда", означающего "сущность". Мандала как круг означает полноту, завершенность и совершенство бытия Будды. Мандала является также "кругом друзей" – собранием Будд. Традиционно мандалы изображаются на танках (рисунки на шелковых тканях), выполняются цветным песком, рисовыми зернами или отливаются из металла.

Дхиани Будды располагаются в центре и на каждой из основных сторон мандалы. Первоначально мандалы составлялись на земле перед медитирующим, поэтому и сейчас они ориентированы на человека, который их созерцает. Ближайшей к нему стороной в нижней части мандалы является восток. Мандала разворачивается по часовой стрелке, следуя за солнцем, так что юг расположен слева от созерцающего ее человека, запад – наверху и север – справа. Лама Анагарика Говинда – один из выдающихся толкователей тибетского буддизма на Западе – объясняет: "Как солнце встает на востоке и дает начало дню, так и практикующий входит в мандалу через восточные врата, в дверь, перед которой сидит".

Мандала является священным, освященным пространством, в котором не существует никаких препятствий, нечистоты или воздействий, отвлекающих внимание. Буддисты используют мандалы как средства, способствующие медитации и визуализации. "Все мандалы, – пишет тибетолог Детлер Лауф, – происходят от корневых слогов или биджа-мантр божеств. Во время медитации на этих мантрах возникает изначальное сияние света, из которого появляются образы Будд".

Мандалы полны символов. Ряды кругов по краю мандалы символизируют защиту от внешних воздействий. Самый крайний огненный круг означает знание, разрушающее невежество, или обозначающее границу феноменального мира, который оставляет верующий, вступая в мандалу. Пламя также может ассоциироваться с Огненной Горой, которая не допускает к таинствам непосвященных. Кольцо из лепестков лотоса внутри огненного круга означает духовный мир, духовное возрождение, раскрытие духовного зрения или чистоту сердца, необходимую для эффективной медитации.

Центральная часть мандалы (обозначенная квадратом, вписанным в круг) представляет собой дворец или храм с четырьмя вратами, расположенными на основных направлениях. С наружной стороны дворцовых стен расположены символы благополучия и победы. В этой мандале по бокам каждых врат изображены знамя победы и изящный зонтик. Они являются двумя из Восьми Возвышенных Символов, напоминающих о дарах, полученных Гаутамой Буддой по достижении просветления. Буддисты считают, что эти восемь символов приносят удачу. Знамя победы означает победу духовности, или победу тела, разума и речи, над всеми препятствиями. Зонтик символизирует царское достоинство и защиту от препятствий, зла и несчастий.

Четверо врат дворца ведут к сокровенному кругу – центру мандалы. "Мандалы похожи на кольца, окружающие святой центр, – пишут Бланш Олшак и Геше Таптен Вангьял. – Их изображения представляют собой земной план запредельных небесных обителей, в его центре проявлена священная сила, которую следует призывать. Вся мандала – это крепость, построенная вокруг этого центра буддхической силы". В своей медитации ученик "вращает" фокус в центре мандалы до тех пор, пока не сможет, наконец, объединиться с этим ядром мощи.

Ученик использует мандалу для того, чтобы обнаружить ее элементы в самом себе. "Как только входит в мандалу, – пишет исследователь истории религий Мирча Элиаде, – он попадает в священное пространство вне времени; боги уже "спустились" в эту …схему. Ряд медитаций, которым ученик был прежде обучен, помогает ему найти богов в собственном сердце. Внутренним взором он видит, как они выходят оттуда, заполняют космическое пространство, а затем вновь входят в его сердце. Мысленно вступая в мандалу, йог приближается к собственному "центру". Йог, начинающий с этой иконографической "опоры", может обнаружить мандалу в собственном теле".

Таким образом, со всей своей символикой мандала является не просто внешним отображением небесной мощи. Буддисты верят, что мандала представляет собой вместилище той святой силы, которая изображена на ней. Ее цель и предназначение каждого символического образа – помочь медитирующему выявить божественную силу в себе самом и достичь собственного внутреннего совершенства.

"Вся внешняя мандала является моделью того духовного образца, который медитирующий человек видит в себе и должен постараться испытать в собственном сознании, – говорит Лауф. – [Дхиани] Будды воспринимаются как существа, активным проявлением коих станет сам человек. Таким образом, мандала становится космическим планом, согласно которому человек и мир сходно устроены. Будды медитации развивают свою благотворную деятельность только в той мере, в какой посвященный преуспевает в осознании и выявлении в себе самом качеств и сил, что они символизируют".

Известный востоковед Джузеппе Туцци объясняет: "Пять Будд не остаются чуждыми божественными формами далеких небес, они сходят в нас. Я являюсь космосом, и Будды находятся во мне. Во мне живет космический свет – таинственное, непостижимое присутствие – даже если оно и омрачено заблуждением. И потому эти пять Будд, несмотря ни на что, живут во мне, представляя собой пять составляющих человеческой личности".

Далай Лама учит: "Мандала, в целом, означает "то, что извлекает суть". Главный смысл [мандалы] для каждого заключается в том, что он может войти в нее и извлечь ее суть, то есть получить благословение. Это место обретения величия".

Для ученика, который знает, как ее использовать, мандала является схемой поступательного продвижения к самотрансформации и мистическому единству [с Богом]. Она выявляет в нем рост зерна бытия Будды. "Медитирующий, – говорит лама Говинда, – должен вообразить, что находится в центре мандалы как воплощение божественной фигуры совершенного Будды". И это бытие Будды, как он утверждает, "можно обрести, выявив все качества, которые, взятые вместе, формируют богатство мандалы".

Священное искусство Тибета служит привлечению небес на землю

Приведенная здесь литография основана на традиционных мандалах тибетского буддизма. Образы Пяти Дхиани Будд запечатлены в искусно сработанных тибетских и непальских статуэтках, относящихся к тринадцатому – началу пятнадцатого веков, когда изображения этих Будд были популярны. Будучи небесными существами, а не историческими личностями, Дхиани Будды часто изображаются украшенными драгоценностями и венцом, а не в обычных одеждах Будды.

Для тибетца создание произведения искусства является религиозным актом. На каждом этапе своей работы художник, монах или лама произносит определенные молитвы и совершает соответствующие ритуалы. Они часто вкладывают внутрь статуй свитки с религиозными текстами, приношения по обету, а также зерна. Когда работа завершена, монах или лама проводят церемонию ее освящения.

Тибетцы используют искусство как способ привлечь небеса на землю и возвысить человека, выведя его за границы земного, в царство мира и гармонии. Они верят, что статуя Будды, к примеру, является живым присутствием этого Будды, ставшего единым целым со своим изображением.

Спасибо за статьи От себя позволю добавить саму мандалу 5 Дхиани Будд

Манджушри называют великого Будду и бодхисатву мудрости. В свою очередь мудростью в буддистском учении называют владычество над самим собой, всем своим существом, аурой, делами, вверенными опеке людьми. Именно мудрость наиболее всего почитают в буддизме, как добродетель и называют «Матерью всех Будд».

Мантра манджушри – это заряд мудрости и положительной энергии. Именно о ней пойдет речь в данной статье, а также о том кто есть Манджушри.

Манджушри

«Вестник освобождения» — именно таким видят буддисты Манджушри, которого также почитают, как покровителя искусств и наук, оратора, покровителя и защитника астрологов. Например, писатели буддисты, прежде, чем приступить к написанию книги или стихотворения, сначала обращаются за помощью к этому Богу или начинают творение молитвой в его честь.

Буддисты просят Манджушри даровать им умственные способности, мудрость, мастерство в учении, способность толкования священных текстов, красноречие и хорошую память. Он является покровителем литературы, сознательно используя Слово, как орудие для освобождения в виде острого меча, побеждающего и рассеивающего невежество. Простой человек может просить Манджушри о просветлении.

Манджушри считают бодхисатвой, достигшим просветления Будды в другой вселенной, много эр назад став полностью просветленным Буддой. Буддистские учения утверждают, что Манджушри посочувствовал китайскому народу, жившему далеко от Индии, где когда-то произошло воплощение Господа Гаутама. Вследствие этого он пообещал себе помочь китайцам и создал свою «Чистую Землю», именуемую Раем Пяти Гор, который находился в северном Китае. «Чистой Землей» называли духовное царство, управляемое Буддами, и созданное ими же для своих учеников. Именно здесь лучше всего проходило обучение.

В некоторых текстах говорится о том, что у Манджушри имелась «Чистая Земля» и в другой вселенной, в которой он может проявляться, как совершенный Будда, которым и есть на самом деле. Его земная «Чистая Земля» стала любимым местом тибетских, монгольских, китайских буддистов; приверженцами Манджушри совершаются постоянные паломничества в эти места, там они надеются хоть на одно мгновение увидеть своего учителя и идола.

Однако узреть его могут только те люди, которые обладают чистыми сердцами и видением. Но даже при этих условиях требует еще определенное мастерство, позволяющее узнать Манджушри, так как часто он предстает перед людьми в обличии сироты или бедного человека. Те, кто не могу из-за собственной кармы воочию увидеть Манджушри, часто видят его во сне, например, вне своего физического тела.

На санскрите имя Манджушри означает «спокойное блаженство». Тибетские художники часто изображают Манджушри с Гаутама Буддой и Майтрейей, где первый представляет мудрость идеала бодхисаттвы, а Майтрейя – сострадание, вместе – две стороны пути бодхисаттвы.

Мантры

Манджушри имеет несколько мантр. Вот они:

ОМ АРА ПА ТЦА НАДИ. Используется с целью развития памяти, мудрости, понимания мантр и молитв.

ОМ ВАГИ ШОРИ МУМ. Повышает эффективность общения, восхваляет речь – «Слава Богу Речи».

ГАТЭ ГАТЭ ПАРА-ГАТЭ ПАРА-САМ-ГАТЭ БОДИ СВАХА. При помощи этой мантры вы можете призвать мудрость, которая сокрыта в священных текстах.

Таинство правильного чтения мантры

Мантра в восточной философии является не простым набором звуков или слогов. Это не песня и не стих. Это вибрационное звуковое послание Вселенной, дающее определённый знак. В зависимости от того с каким смысловым значением вы отправляете свой посыл, будет ожидаемый ответ. Если в жизни что-то не ладится, или наступила полоса неудач, самое время обратиться к мудрости древних. Любая неудача, или проблема заставляет нас концентрироваться на ней. В результате получается, что мы лелеем негативные эмоции, не в состоянии оторваться от них, так как думаем, что ищем выход из ситуации. Но в результате притягиваем к себе ещё больше отрицательной энергетики. Круг замыкается и ситуация только усугубляется. При чём здесь мантры, скажете вы? Они имеют огромную силу, но, главное, нужно понимать, как правильно читать мантры.

Виды мантр

Существует несколько трактовок перевода «мантры» с санскрита. Некоторые из них: орудие ума, освобождение мысли или рассуждение. В любом случае её чтение предполагает освобождение рассудка от мирской суеты и негативной энергетики. Сливаясь с божеством, к которому обращаетесь, вы освобождаете своё подсознание от причин своих проблем и мыслей о них. Таким образом, всё отрицательное влияние ваших мыслей стирается. И только тогда, как на чистом листе бумаги, возникает новое будущее, которое вы сможете воплотить. Всё просто, хочешь построить новое – убери старое.

Правила чтения мантр

Желание, которое вы вкладываете в чтение, может быть направлено на различные сферы жизни. Это и выход из бедности, укрепление здоровья, карьерный рост, изменение семейного статуса. Есть мантры, направленные на улучшение благополучия в целом. Правила чтения во многом будут зависеть от того, что вы хотите достичь. Если мантры планетарного значения, существуют особые способы чтения. Для того чтобы провести ритуал правильно, необходимо чётко определиться в понимании своих желаний. Оно должно быть понятно сформулировано в вашем сознании. Старайтесь визуализировать его. Кстати, способ визуализации, который пользуется большой популярностью в психологии, тоже пришёл к нам с востока. Он является неотъемлемой частью йоги.

Правила чтения мантр

  1. Вы должны понимать, к какому божеству обращаетесь , так как мантра предполагает проникновение в этот образ. Если речь идёт о небесных светилах, следует видеть предмет света, или представлять его свечение, стараясь, чтобы лучи проникали в вас.
  2. Темп звучания должен быть спокойным , размеренным, громкость звучания может быть тихой, на уровне шёпота, во весь голос, и безмолвной. Считается, что мысленно мантры могут читать только посвящённые. Если она читается во время медитации, то обычно в полный голос. Надо понимать, что в наше время глобальной занятости иногда приходится читать мантры даже в общественном транспорте. Если такое чтение просветляет вас и помогает расслабить ум, сознание – практикуйте и такой вариант. Правда, он только позволит снять агрессию, неудовлетворённость, настроиться на позитивное отношение к жизни. Вряд ли вы достигнете большего результата.
  3. Звук может прерваться только на короткую смену вдоха и выдоха. Акцент старайтесь ставить на последний слог.
  4. Создавайте вибрацию на выдохе и вдохе . Смыкайте губы полностью, как бы вытягивая их трубочкой. Каждый слог должен звучать чётко и слитно.
  5. Читайте мантру регулярно. При эпизодическом прочтении вам не удастся добиться желаемого результата.
  6. Не забывайте, что цель вашей работы – изменить состояние сознания , или, правильнее сказать, отпустить на свободу подсознание. В процессе исполнения должно быть достигнуто состояние умиротворения и отрешения. Мантра, это счастье освобождения ума и души. Если, читая, вы позволяете приходящим мыслям овладеть вашим сознанием, вы поступаете неправильно. Следует гнать из головы даже очень серьёзные и существенные мысли. Только расслабление и концентрация.
  7. Если вы читаете мантру в неподходящих условиях, или не имеете возможности считать количество повторений, делайте это на протяжении 15–20 минут . При условии, что она читается больше для успокоения ваших эмоций, возможен вариант прочтения любого количества раз кратного 9. Когда чтение происходит во время медитации, сделайте это не меньше 108 раз. Если у вас под рукой чётки, считайте количество, перебирая косточки. Ни в коем случае не перешагивайте «меру» – самую большую бусину. Считается, что вращение или пересчёт косточек является вращением колеса «Сансары», или перерождения. Так, в буддизме и иудаизме определяют реинкарнацию. Поэтому дойдя до «меры», возвращайтесь обратно.

Это самые общие правила, но есть отдельные нюансы, связанные с чтением особенных мантр.

Особенные мантры

При чтении мантры, направленной к ночному светилу, следует повернуться к нему. Если облачно и вы не видите луны, представьте полнолуние. Протягивая руки к свету, постарайтесь убедить себя, что лучи свечения проникают через кончики ваших пальцев, проникая всё глубже и глубже. Через какое-то время вы полностью заполняетесь светом, который вырывается сквозь физическую оболочку и обволакивает вас аурой. Желательно читать мантру на улице, чтобы ноги соприкасались с землёй. Таким образом, светлая энергия будет оставаться с вами, а тёмная предаваться земле. Есть много лунных мантр. Все они читаются по-разному. Некоторые только в полнолуние, а некоторые каждую ночь. Всё зависит от выбора.

Часто мантры читаются при выполнении асан. Например, такие солнечные послания.

ОМ МИТРАЙЯ НАМАХА

читается в позе пранманасана, отдавая себя полностью приветствию Солнца.

ОМ РАВАЙЕ НАМАХА

вытягиваемся к сияющему светилу в асане хаста уттанасана.

ОМ БХАНАВЭ НАМАХА

поворачивая лицо к сиянию светила, принимаем позу ашва санчаланасана и читаем мантру.

ОМ ХИРАНЬЯ ГАРБХАЙЯ НАМАХА

мантра золотому яйцу читается в позе бхуджангасана.

ОМ МАРИЧАЙЕ НАМАХА

молитва озарение лучам светила, читается в парватасане.

Принимая асану, и зачитывая в ней мантру, вы одновременно совершенствуете физическое и тонкое тело. Как асана является йогой оболочки, так мантра – йогой души.

С чего начать чтение мантры

Если вы только начинаете практику, для того чтобы понять как правильно читать мантры, начните с простых слогов. АО УМ. При этом самым длинным должен быть звук М. Сначала читайте её на выдохе, но затем и на вдохе. Для этого представьте, что втягиваете в себя прозрачный и чистый воздух. Затем чередуйте чтение на выдохе и вдохе. Отработайте правильность исполнения и только потом переходите к более сложным мантрам. С этого же прочтения следует начинать практику беззвучного, мысленного выполнения. Самое сложное в этом случае, добиться мысленной вибрации. Когда вы слышите звук своего голоса, вылиться в вибрационное звучание намного легче. Ориентиром правильности мысленного выполнения будет ощущение шелеста.

В самом начале практики медитации и чтения мантры, лучше не перегружать себя, выполнять чтение с минимального количества раз. Пусть это будет от 9 до 18 раз.

Далее любую медитацию начинайте с того, что 3 раза прочитайте мантру АУМ. Желательно, таким образом, и заканчивать прочтение. В начале своего пути к просветлению, пробуйте читать мантры перед сном. В этот момент проще всего расслабиться. Кроме того, именно засыпая, желательно очистить своё сознание от всей негативной энергии, которая собралась за весь день, и настроиться на позитив будущего дня.