Здоровый образ жизни

История ургпу. Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ) Педагогические вузы урала

"Уральский государственный педагогический университет"
(УрГПУ )
Прежние названия Свердловский государственный педагогический институт
Девиз Docere et discere
Год основания
Тип Государственный
Ректор Симонова, Алевтина Александровна
Расположение Россия Россия , Екатеринбург
Юридический адрес г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
Сайт www.uspu.ru
Награды

«Уральский государственный педагогический университет» (УрГПУ ) - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, основан в 1930 году , один из старейших вузов Урала .

На очном и заочном отделениях обучается более 20 тыс. студентов. Действует аспирантура и докторантура, 11 диссертационных советов. По числу студентов очного отделения (около 6500) занимает второе место из 17 вузов Свердловской области (после Уральского федерального университета имени Б. Н. Ельцина). В 2010 г. занимал 5 место из 71 согласно Национальному рейтингу университетов среди педагогических, гуманитарных и лингвистических вузов .

В 2007 году вуз по итогам экспертизы сетевого проекта «Инновации в воспитании» получил статус инновационного предприятия, подтвердив это звание в 2010 и 2012 гг.

В 2012 году согласно результатам «Общественного контроля за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию», проводимого по заказу Общественной палаты России УрГПУ среди 43 педагогических вузов Российской занял 4 место .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Просмотров:

Факультеты

Институты

  • Институт фундаментального социально-гуманитарного образования
    • Факультет юриспруденции
    • Экономический факультет
    • Факультет социологии
  • Институт социального образования
    • Кафедра социальной педагогики
    • Рекламы и связей с общественностью
    • Истории и теории социальной работы
    • Технологий социальной работы
  • Институт кадрового развития и менеджмента
    • Кафедра теории и практики управления организацией
    • Кафедра акмеологии и психологии управления
    • Отделение непрерывного образования
    • Кафедра высшего профессионального образования
  • Институт педагогики и психологии детства
    • Центр дополнительного образования ИПиПД
    • Центр заочного и электронного обучения
    • Факультет педагогики и психологии дошкольного образования
      • Кафедра педагогики и психологии детства
      • Кафедра теории и методики воспитания культуры творчества
    • Факультет педагогики и методики начального образования
      • Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах
      • Кафедра теории и методики обучения естествознанию, математике и информатике в период детства
      • Кафедра педагогики
  • Институт специального образования
    • Региональный компьютерный центр
    • Центр квалификационных испытаний
    • Центр психолого-педагогического сопровождения профессионального образования инвалидов
    • Факультет ПК и ПП работников специального образования
    • Факультет коррекционной педагогики
  • Институт иностранных языков
    • Кафедра немецкой филологии
    • Кафедра английского языка, методики и переводоведения
    • Кафедра английской филологии и сопоставительного языкознания
    • Кафедра романских языков
    • Кафедра профессионально-ориентированного языкового образования
  • Институт фундаментального психолого-педагогического образования
    • Кафедра высшего педагогического образования
    • Кафедра анатомии, физиологии и валеологии
    • Кафедра психологии
    • Кафедра возрастной педагогики и педтехнологий
    • Кафедра общей педагогики и истории образования
  • Институт психологии
    • Кафедра общей психологии
    • Кафедра педагогической психологии
    • Кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления
  • Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации
    • Кафедра риторики и межкультурной коммуникации
    • Кафедра современной русской литературы
    • Кафедра теории и методики обучения русскому языку
    • Кафедра русской и зарубежной литературы
    • Кафедра общего языкознания и русского языка
  • Институт физики и технологии
    • Кафедра общей физики и естествознания
    • Кафедра теоретической физики
    • Кафедра МП физики и ТСО
    • Кафедра общетехнических дисциплин
    • Кафедра технологии
  • Институт музыкального и художественного образования
    • Кафедра пения и методики музыкального воспитания
    • Кафедра теории и истории музыки и муз. инструментов
    • Кафедра художественного образования
  • Институт математики информатики и информационных технологий
    • Кафедра информатики, вычислительной техники и методики обучения
    • Кафедра информационных технологий
    • Кафедра НИТ в образовании

Я окончила Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ), путь к которому оказался не очень легок. Много лет потратила на другое обучение, которое нужно было не мне, а моим родителям. Да и этот вуз стал, скорее всего, переходным этапом для дальнейшего достижения своей цели.

Крах первой надежды

Я с детства мечтала быть врачом, т.к. часто болела и видела этих специалистов и в больнице, и дома. Я ставила куклам уколы, все мои и соседские плюшевые медведи всегда были в зеленке, а арсенал игрушек состоял из медицинских принадлежностей: шпатели, шприцы, термометры. Но когда настало время определиться с профессией, мои родители сказали категорическое «нет», не позволив мне даже закончить старшие классы школы и указав направление обучения – политехнический техникум. Сходив на день открытых дверей в это учреждение, я тоже в ответ сказала категорическое «нет». Далее они выбрали другую тактику: соблазнения и уговоров, и я не заметила, как оказалась в радиотехническом техникуме Свердловска, ныне Екатеринбурга, (Свердловский радиотехнический техникум им. А.С.Попова, ныне Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова), где осваивала непонятную мне профессию «гироскопические приборы и устройства».

Попытки сопротивления обучению

Мое сопротивление в виде двоек и пропусков занятий было быстро устранено усилиями родителей и педагогов, т.к. я изначально была старательной ученицей и до этого училась почти на одни пятерки. Единственное, что меня удерживало в этом учреждении, это мой парень, который пожертвовав своим стремлением учиться в автомобильном техникуме, поступил со мной на эту непонятную специальность. Он заражал меня своим интересом к технике, к электронике. Ребята в группе мне тоже понравились, но я по-прежнему часто болела (теперь это мне было на руку, я могла не посещать учебу), и не могла вместе с ними поехать в колхоз «на картошку» или пойти в поход. Не дожидаясь окончания учебы, которая длилась долгие 4 года, я вышла замуж. Это была первая свадьба в нашей группе, поэтому праздновали по молодежному, с большим размахом, с розыгрышами, поздравлениями. Учеба стала восприниматься как нечто второстепенное. Диплом мне помогли написать мой муж с его другом, а я только, при защите дипломного проекта, нажимала кнопочки, демонстрируя качество работы гирокомпаса.

Реализация потребности в гуманитарном образовании

Последующие пять лет мы с мужем жили в Пензе, где он служил, а я пыталась реализоваться в качестве жены, матери, воспитателя в детском саду. Моя работа по прежней специальности стала невозможной, и я все чаще возвращалась к мыслям получить гуманитарное образование. Работая в садиках, как в Пензе, так и в Свердловске, я поняла, что без образования, лучше вообще там не работать. Я не знала, как проводить с детьми занятия, как научиться понимать детей. Я высказывала много идей по организации работы с дошколятами, в результате чего заведующая в садике начала на меня сердиться: «Садись на мое место и управляй!». Я подумала, а почему бы и нет.

Поступление в педагогический институт (ныне УрГПУ)

В 1989 году это, действительно, был только институт, где готовили учителей, воспитателей, преподавателей. Я решила поступать на отделение ПиМНО (Педагогики и методики начального образования). Но с ужасом узнала, что вступительные экзамены включают как обязательную дисциплину – биологию, которую в техникуме не преподавали и мои знания остановились на уровне ботаники и анатомии человека. Да и было это более 15-ти лет назад, т.е. мне самостоятельно придется изучить весь курс. Оставался месяц до экзамена, и я усиленно начала штудировать учебники по биологии, анатомии, ботанике. Формулы химических составов веществ давались с трудом: я шла на работу и про себя проговаривала эти непроизносимые названия, их состав, формулы.


Экзамен по биологии

Именно этот экзамен мне запомнился больше всего. Я помню свой шок, когда увидела вопрос о составе и структуре кожи, ее функциях. Кажется, что тут не знать, но, вдруг я поняла, что ничего не знаю по этому вопросу. Я рисовала всплывающие в голове рисунки строения кожи, которые видела в учебнике, но больше ничего не приходило в голову.

Я удивлялась, что помню страницу в учебнике, номер параграфа, иллюстрацию и даже свое действие – переворачивание страницы с четким мысленным комментарием – это ерунда, потом прочитаю. Я видела, как расположен текст в учебнике, но что в нем написано? И вдруг я вспомнила преподавателя электроники из техникума, который на своих занятиях любил рассказывать смешные истории. Вспомнились его анекдоты про нестиранные носки, которые могли стоять и его дальнейшие рассуждения по поводу их стирки, желательно без мыла и необходимости тщательного полоскания, чтобы кожа ног дышала. Я насобирала кучу фактов из жизни о качестве стирки белья, об ухаживании за кожей, о кремах, о погружении тела в воду и возможности тела получать кислород из воды с помощью «дырочек» на коже. Все это я рассказала экзаменаторам и приложила рисунок структуры кожи, объяснить который научно не смогла бы. Меня похвалили за богатый жизненный опыт и спросили «А все-таки, какова структура кожи?». Все! Я опять в ужасе, что нужны конкретные знания и прокомментировала свой рисунок, но не полностью. Экзаменатор поправила меня, на что я парировала, что так и изображено на рисунке. Там, действительно, было нарисовано мной три слоя кожи, а не два, как я рассказывала. Поправка была принята, т.к. была зафиксирована документально на бланке с печатью.


Я получила отметку «отлично», но не предполагала, что для такого вопроса мне придется задействовать такие глубокие и забытые тайники моей памяти. Видимо, очень уж хотелось поступить в вуз (а потом стать заведующей детским садом)!

Процесс обучения в УрГПУ

Я поступила учиться в возрасте 29 лет, имея детей-школьников и работу в детском саду в качестве воспитателя. Я училась заочно, выходя на сессии 2 раза в год и посещая вечерние занятия по вторникам в межсессионный период. Одновременно, я работала с детьми на группе, получая ставку воспитателя 100 рублей, и успевала подрабатывать еще дополнительно на других группах, когда не хватало педагогов, увеличивая свой заработок до 120-130 рублей в месяц. Это было не очень много, но мне нравилось работать, и я окончательно приняла решение остаться в этой структуре.

Больше всего мне понравился предмет психологии, который вела молоденькая преподавательница. Удивляли ее знания, опыт. Сам предмет казался каким-то чудом, с помощью которого можно познавать человека, планировать занятия с учетом знаний об индивидуальных особенностях человека, подбирать кадры для работы. Когда предложили нам пополнить свои знания по психологии за счет дополнительных занятий по 6-ти предметам, я согласилась и в результате получила удостоверение на право вести практическую психологическую работу с детьми.

Как ни странно, я ни разу не болела за 5 лет обучения, не пропустила ни одного занятия.

Вуз как начало последующих этапов обучения

Занятия психологией привели меня в последствии в специализированное обучение психоанализу. С помощью психологии я смогла немного приблизиться к детской мечте стать врачом, т.к. многие болезни, как оказалось, носят психосоматический характер и могут быть излечены с помощью психотерапии.

Именно в педагогическом вузе мне встретился очень требовательный и в то же время очень внимательный к студентам профессор психологии Яковлев Василий Иванович, под руководством которого я написала вначале курсовую работу по психогигиене, а затем и дипломную работу по предупреждению тревожных состояний у дошкольников. С его подачи, эта работа стала основой для кандидатской диссертации. Диссертация была написана в течение года, когда я одновременно сдавала кандидатский минимум. Второй мой научный руководитель – Белкин Август Соломонович – профессор, доктор наук, академик, помог сделать эту работу пригодной для практического использования в детских садах. Т.о., через год после окончания института, я вернулась в него, чтобы защитить диссертацию и остаться там работать в качестве преподавателя.

Профессиональное становление

Еще в процессе обучения я передумала быть заведующей детским садом. Мне захотелось внести изменения в систему образования на более глобальном уровне, поэтому на последнем курсе обучения я ушла с должности методиста, которым уже работала 2 года на должность специалиста по работе с дошкольными учреждениями (тогда – инспектор) в районный отдел образования. Но мне не понравилась «бумажная» работа, поэтому, получив предложение перейти на работу вуз, я не задумываясь, согласилась. Меня удивил график работы – много свободного времени, которое постепенно заполнила обучением психоанализу и практической работой с детьми и родителями. На протяжении 15 лет работы в вузе, я получила звание доцента, должность профессора, продвигалась к защите докторской диссертации, прошла предзащиту и… внезапно заболела, да так тяжело, что уже не смогла выйти на работу в вуз. Мои знания как психолога подсказывали мне, что это не случайность, и ушла из вуза в один день, уволившись и продолжая работу с детьми как психолог-психоаналитик. Тем более, что и заработок мой, в основном, был результатом психологической, а не педагогической работы. Так, например, ставка профессора составляет в нашем вузе 13 тысяч рублей.


«Открыть Уральский индустриально-педагогический институт в г. Свердловске для подготовки преподавательских кадров для школ, ФЗУ и ФЭС» (постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР № 33 от 25 августа 1930 г.).
Одной из первых секций отделения ФЗС, созданных в УрИПИ в 1930 году, была секция общей литературы. Сегодня этоинститут филологии, культурологии и межкультурной коммуникации.
Институт физики, технологии и экономикиУрГПУ ведет свое начало также с 1930 года, когда в УрИПИ была открыта физико-техническая секция при отделении ФЗС. С 1932/33 учебного года секция стала называться физико-математической.
Приказом директора института от 2 декабря 1930 года и под его руководством в институте образуется общественно-экономическая кафедра, выросшая позднее в исторический факультет.

У института новое название - Уральский педагогический институт (УПИ). В ноябре 1932 года создаются филиалы рабфака на Уралмаше и в городах Уральской области: Нижнем Тагиле, Челябинске, Сарапуле, Невьянске, Ирбите, Алапаевске, Кушве, Верхней Салде, Арамиле и других. К концу года количество рабфаковцев насчитывало около 900 человек.

Институт переименован в Свердловский государственный педагогический институт. Под этим названием он просуществовал почти 60 лет.

Институт переходит на факультетскую систему, устанавливаются факультеты: историко-экономический, литературный, физико-математический, педагогический, химический. В этом же году из стен факультета вышли первые выпускники - 106 человек.

Вводятся выпускные государственные экзамены. Создается географический факультет, ставший впоследствии географо-биологическим.В этом же году утверждается секция физического воспитания, выросшая позднее вфакультет физической культуры.

Создается отделение иностранных языков, которое сегодня переросло в институт иностранных языков. Репрессии не обошли и институт. Многие преподаватели освобождаются от чтения лекций, от заведования кафедрами, арестовываются органами НКВД. 1940
За 10 лет в институте было сделано 7 выпусков студентов, в институте обучается 3100 студентов. На балансе института 3 учебных здания и 6 общежитий.


По призыву или добровольцами уходят в ряды рабоче-крестьянской Красной армии 57 преподавателей и сотрудников, 186 студентов института. СГПИ передает военным организациям большинство своих зданий и общежитий. Идет освоение программ военного всеобуча "истребитель танков", "связист", "военный переводчик". Все военные годы активно работает санитарная дружина (около 100 чел.) во главе с Р. Б. Рубель. У дружины свой подшефный госпиталь в Банковском переулке. К концу года в институте насчитывается 150 доноров.

В январе 1943 года в институт начали возвращаться первые студенты-фронтовики (37 человек), демобилизованные по ранениям и другим причинам. В годы войны резко возросли внеинститутские трудовые поручения коллектива вуза. Студенты и преподаватели в качестве подсобников работают на стройках Уралпромстроя (создаются площадки военных заводов им. Калинина, Турбомоторного, им. Воровского). Большие группы студентов направляются в колхозы и совхозы. Несколько отрядов специализируются на заготовке дров для института. В ноябре 1943 года в институте открывается аспирантура.

Конец войны. Победа. Коллектив института всегда чтил память преподавателей, сотрудников, студентов, павших на фронтах Великой Отечественной. Их сорок один, и память об отдавших свои жизни за Отечество бережно хранится в воспоминаниях современников, их имена запечатлены на скорбных досках в корпусах института. После возвращения с войны в институте обучалось около 60 фронтовиков. открывается аспирантура.

В институте создается студенческое научное общество.


За 20 лет институт подготовил 5334 учителя для средних школ и техникумов. Среди выпускников института свыше 1700 награждены орденами и медалями СССР. Многим присвоено звание заслуженного учителя РСФСР. Из 900 учителей средних классов Свердловска 720 получили образование в институте. Институт получает всё здание по ул. К. Либкнехта, 9 (вначале пути институт арендовал несколько аудиторий в этом здании). На 36 лет оно становится его главным учебным корпусом.В составе института 4 факультета, на которых обучается около 4 000 студентов. На 17 кафедрах трудится 120 преподавателей, из них 2 профессора и 30 доцентов. За последние 5 лет ими защищены 2 докторские и 12 кандидатских диссертаций. В 1950 году на географическом факультете создается под руководством первой в Свердловской области женщины – мастера спорта по туризму Р. Б. Рубель.

В 1956 году отменили плату за обучение в старших классах средней школы, в средних специальных и высших учебных заведениях. Студенты вздохнули с облегчением. Вуз теперь мог собирать в своих стенах самых одаренных школьников, а не тех, кто был в состоянии платить за учебу. Решения XX съезда КПСС ориентировали школу на осуществление политехнического обучения, на ознакомление учащихся с основами промышленного и сельскохозяйственного производства. В институте вводятся машиноведение, теплотехника, автотракторное дело, электротехника с монтажными работами. Проводятся практикумы в мастерских.

Следующее указание МП РСФСР – о практической подготовке студентов пединститута к проведению внеклассной работы с детьми. Лавина кружков захлестывает. Растет количество факультетов. В числе семи экспериментальных и Свердловский вуз – в 1957 году открывается факультет для подготовки учителей начальных классов. Сегодня это институт педагогики и психологии детства.

Министерством просвещения РСФСР было принято решение об открытии музыкально-педагогических факультетов в педагогических институтах ряда российских городов. В этом же году музыкально-педагогический факультет был открыт в Свердловском государственном педагогическом институте. Сегодня на его месте создан институт музыкального и художественного образования.


В 1960 году отмечалось 30-летие института. Итоги работы существенны и разнообразны. В институте 6 факультетов, 21 кафедра. Они располагаются в четырех собственных учебных корпусах. В вузе 4 общежития на 750 мест. Из 190 преподавателей 60 имеют научные степени и ученые звания.

С апреля 1962 года вуз стал центром ряда зональных объединений преподавателей педвузов Уральского региона: математики, русского и иностранных языков. В течение года было проведено 12 научных конференций со 140 докладами. Научными командировками в течение 1962 года воспользовались свыше 70 преподавателей. Развивалась и студенческая наука – в 1962 году работали 30 научных кружков при кафедрах. На факультете начальных классов открывается дефектологическое отделение, ставшее сегодня институтом специального образования.

В январе 1964 года создан редакционно-издательский отдел (РИО). Впервые с грифом «Свердловский государственный педагогический институт» в течение года опубликовано 12 сборников научных трудов. Преподаватели института опубликовали за 1966 год 268 работ, в том числе 3 монографии и 4 учебных пособия. РИО сдал в производство 26 сборников учебных записок.
Произошел знаменитый «развод» физиков и математиков, когда образовались отдельные физический и математический факультеты. Сегодня на базе математического факультета создан институт математики, информатики и информационных технологий. Важным событием для вуза стало решение бюро ГК КПСС в декабре 1964 года, согласно которому институту было разрешено издание многотиражной газеты «Народный учитель». Первый номер выходит уже через 3 месяца – в марте 1965 года. Газета издается по сей день, уже более полувека, являясь летописью жизни вуза.


В эти годы активнейшим образом велось взаимодействие со школами – в 1973 году работали 75 университетов, лекториев, семинаров, курсов и других объединений, которые посещали свыше шести тысяч учителей. Было проведено 75 конференций и семинаров, прочитано 1300 лекций. При кафедрах работали около 50 школ юных физиков, математиков и других с 4800 учащихся.

На Всероссийском смотре факультетов общественных профессий (ФОПов) Министерства просвещения РСФСР первое место занимает СГПИ – в 1975 году у него двенадцать отделений ФОПа, на которых учатся на руководителей кружков 1532 студента. В октябре 1975 года Совет министров РСФСР утвердил технический проект на строительство комплекса института: общая площадь учебного корпуса – 27,2 тысячи кв. м, два общежития на 640 мест каждое – 13,8 тысячи кв. м., вместимость столовой – 530 посадочных мест. Общая сметная стоимость строительства – 10,4 миллиона рублей.

По итогам соцсоревнования пединститутов Свердловский завоевал третью республиканскую премию наравне с Московским и Ленинградским педвузами. К этому году успеваемость по институту – 93,7 процента, 213 отличников и 1009 «ударников» (35,4 процента).


В 1978-1979 годах были введены в эксплуатацию два новых общежития на 620 и 640 мест по пр. Космонавтов. К сентябрю 1975 года была ликвидирована последняя котельная. Теперь все здания вуза были подключены к центральному отоплению. У института 4 благоустроенных общежития на 2100 мест. Институт в торжественной обстановке отмечает свое 50-летие. За полвека им подготовлено около 33 000 учителей, сорок из них стали заслуженными учителями РСФСР, 3000 награждены орденами и медалями. В неустанном труде и росте институт стал одним из ведущих педвузов страны. В нем учится 6600 студентов, из 420 преподавателей – одиннадцать профессоров и докторов наук, 87 доцентов и кандидатов наук, остепененность составила 23 процента.

За достигнутые успехи в подготовке кадров для народного образования и в связи с 50-летием со дня основания институт награжден орденом «Знак Почета».». С тех пор он стал называться Свердловским ордена «Знак Почета» государственным педагогическим институтом. Упоминание об ордене уйдет из названия вуза после развала социалистической системы. С открытия в вузе в 1980 году военной кафедры для подготовки военных руководителей школ берет свое начало факультет безопасности жизнедеятельности.

Руководство СГПИ обратились в Министерство просвещения РСФСР с заявкой на открытие в институте факультета повышения квалификации организаторов народного образования, выросший сегодня в институт менеджмента и права.

В июне 1984 года партком принимает решение об организации музея истории СГПИ и создает комиссию, во главе которой встает А. М. Лушников, проректор по НИР. Первую экспозицию намечено открыть к 9 мая 1985 года.

Главный корпус Университета переехал в новое здание по адресу: проспект Космонавтов, 26, где располагается в настоящее время. Вводится в эксплуатацию блоки А, Б и Д, куда переезжают факультеты географо-биологический, дефектологический и физического воспитания, годом позже институт иностранных языков, ПИМНО, ректорат.

Создана «Проблемная лаборатория по использованию вычислительной и микропроцессорной техники под руководством В. Г. Житомирского. Впоследствии - лаборатория информационных технологий в образовании (Б. Е. Стариченко).

Наступил 1991-ый перестроечный год. В деятельности учебных и иных заведений системы образования все больший вес получает тенденция поиска внебюджетных средств, работ на договорной основе. У института новое название «Уральский ордена „Знак Почета“ государственный педагогический Институт (УрГПИ)». В институте открыт социально-педагогический факультет, начата подготовка специалистов по социальной педагогике, а с 1994 г. - по социальной работе. Сегодня этоинститут социального образования. Открыт музей памяти воинов-интернационалистов «Шурави».

В институте вновь открывается исторический факультет. Он начинает подготовку учителей истории с дополнительной специализацией «психология».1992-ой – год развертывания институтом активной коммерческой деятельности из-за его ухудшающегося финансового положения, а также в соответствии с разрешительными приказами МО РСФСР. Для получения внебюджетных средств организуются и вводятся различные «выносные структуры», курсы, классы, творческие коллективы.

Институту присвоен статус университета. Новое название вуза - Уральский государственный педагогический университет.
Открывается первый в истории института совет по защите кандидатских диссертаций по педагогическим наукам. Председатель совета - А. С. Белкин. Впоследствии количество диссертационных советов в УрГПУ составит 11. При математическом факультете открывается экономическое отделение.В 1993 году впервые появляется платная форма обучения на факультетах университета (около ста студентов).

Проведенный МО РФ в 1994 году рейтинг научной деятельности 108 педвузов России определил университету третье место. Наиболее высокую оценку получили литературоведческая школа Н. Л. Лейдермана и школы по педагогике А. С. Белкина и М. А. Галагузовой. Первые два места по рейтингу традиционно заняли Российский (г. Санкт-Петербург) и Московский педуниверситеты.

Экономическое отделение преобразуется в самостоятельный экономический факультет.

В июле 1997 года открылся факультет психологии, переросший в институт психологии. Долго подбирали кадры. Нужны были специалисты с базовым психологическим высшим образованием.

Университет – третий в России педвуз, которому дана лицензия на введение второй ступени высшего профессионального образования – магистратуры. Еще одно достижение – президиум Международной академии наук педагогического образования принял решение об открытии на базе Университета Уральского отделения академии.

Создано отделение социологии, впоследствии ставшее структурным подразделением ИФСГО; в составе Института специального образования создан факультет повышения квалификации работников специального образования.


Открыто отделение социально-культурных технологий, которое уже несколько лет осуществляет подготовку по специальностям «Изобразительное искусство», «Социально-культурный сервис и туризм» при социально-педагогическом факультете.

Получены лицензии на право ведения образовательной деятельности по специальностям высшего профессионального образования в 2-х филиалах УрГПУ, только что открытых - в Челябинске и Новоуральске.


В официальном рейтинге Министерства образования РФ за 2002 год УрГПУ по комплексу всех показателей занимает 10-е место среди 70 вузов уральского региона и 1-е место среди лучших педагогических вузов России. По данным независимой экспертизы включен в 100 лучших вузов России (включая негосударственные).

Университет успешно проходит комплексную оценку вуза, объединяющую процедуры государственной аттестации, лицензирования и государственной аккредитации, получена лицензия на право ведения образовательной деятельности по направлениям довузовской, вузовской и послевузовской подготовки.

Филиалы УрГПУ работают в 5 городах - Челябинске, Новоуральске, Серове, Красноуфимске, Каменске-Уральском, действует 10 представительств.

УрГПУ 75 лет. В юбилейном году в университете 7 институтов и 17 факультетов, 69 кафедр, 4 научно-исследовательских центра, известных в России и за рубежом. На очном и заочном отделениях обучается более 20 тысяч студентов. Они получают высшее образование по 35 специальностям и свыше 70 специализациям. В вузе 11 диссертационных советов. Обучение в аспирантуре ведется по 37 специальностям, в докторантуре - по 6 специальностям.

Создано представительство УрГПУ в Алапаевске. Получены лицензии по новым специальностям и направлениям ВПО: «Конфликтология», «Организация работы с молодежью», «Дошкольная педагогика и психология», «Информационные технологии в образовании», по специальностям СПО: «Гостиничный сервис, «Туризм», ДПО «Преподаватель высшей школы».

УрГПУ получил лицензии на специальности укрупненных групп «Культура и искусство» и «Народное художественное творчество», на которые с 2007/08 учебного года приняли студентов. Таким образом, прием студентов в вуз осуществлялся по 7 укрупненным группам лицензированных специальностей: «Гуманитарные науки», «Социальные науки», «Образование и педагогика», «Культура и искусство», «Экономика и управление», «Сфера обслуживания», «Информатика и вычислительная техника».

Открыты новые специальности и направления подготовки специалистов: Документоведение и документационное обеспечение управления; Музейное дело и охрана памятников; Международные отношения; Прикладная информатика; Технологическое образование (Технология обработки конструкционных материалов), технологическое образование (Технология обработки тканей и пищевых продуктов), Социальная работа. Количество специализаций в УрГПУ увеличилось с 49 (2003 год) до 74 (2008 год), количество реализованных программ дополнительного профессионального образования увеличилось с 23 (2005 год) до 49 (2008 год). Система менеджмента качества УрГПУ сертифицирована на соответствие требованиям стандарта ИСО-9001:2000 международными сертификационными центрами IQNet и TUV NORD.

Открыт научно-образовательный центр УрГПУ совместно с Институтом истории и археологии Уральского отделения РАН. В УрГПУ создан Совет по содействию трудоустройству выпускников.


Журнал «Педагогическое образование в России» включен в список Высшей аттестационной комиссии. В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (№ 2480 от 06.10.2010 г.) Уральский государственный педагогический университет признан абсолютным победителем конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» среди высших учебных заведений РФ. В 2010 году вуз отметил свой 80-летний юбилей. В структуре УрГПУ - 13 институтов, 12 факультетов и 74 кафедры. В вузе функционирует 15 научных школ, 6 научно-исследовательских центров, известных в России и за рубежом. Университет имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по 63 специальностям и направлениям подготовки высшего профессионального образования, по 46 специальностям аспирантуры и 4 специальностям докторантуры. На очном и заочном отделениях обучается более 15 тысяч студентов.

14 ноября произошло знаменательное событие – на территории парка УрГПУ состоялась торжественная церемония открытия скульптурной композиции, посвящённой подвигу тружеников тыла, фронтовых бригад, детей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

В 2015 году университет награжден юбилейной медалью РФ «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» и дипломом за подписью президента РФ Владимира Владимировича Путина. Университет отмечен Российским организационным комитетом «Победа» за активное участие в патриотическом воспитании граждан и решении социально-экономических проблем ветеранов Великой Отечественной войны. В 2014-2015 учебном году университет прошел по всем показателям мониторинга эффективности вузов, подтвердив тем самым четвертый год подряд свой высокий статус и рейтинг.

Выбор профессии - одно из важнейших решений человека. Сложность его принятия заключается в том, что абитуриент еще молод и не имеет должного жизненного опыта, чтобы оценивать свои возможности и востребованность той или иной специальности на рынке труда. Кроме того, кому захочется тратить впустую годы? Поэтому выбор специальности и учебного заведения играют решающую роль в жизни молодого человека. В этой статье мы рассмотрим особенности и преимущества такого образовательного учреждения, как Уральский педагогический университет в Екатеринбурге.

История возникновения

Этот университет является одним из известных высших образовательных учреждений и имеет свою насыщенную разными событиями историю. Его возникновение пришлось на 1930 год, когда потребность в высококвалифицированных кадрах в этом крае достигла своего апогея. Предшественником данного учреждения стал Учительский институт в Екатеринбурге. Уральский профессионально-педагогический университет был открыт 25 августа. До 1991 года он носил название Уральский педагогический институт. В 1993 году вуз получил статус университета, который имеет и по сей день.

Выпускники этого учебного заведения славятся по всей стране и за ее пределами. Уральский государственный педагогический университет является одним из крупнейших вузов в этом регионе и во всей России. Кроме достижений в науке, выпускники славятся своими успехами в спорте, политике и других сферах деятельности. Среди известных личностей, окончивших этот вуз, можно отметить таких людей, как Даниил Изотов, Аида Шанаева, Дмитрий Габдуллин, Надежда Реутова и многих других.

Программа для абитуриентов

Уральский педагогический университет в Екатеринбурге входит в число 100 поэтому туда стремятся поступить многие абитуриенты. Для будущих студентов сотрудники учебного заведения разработали ряд программ, которые помогают молодым людям больше узнать о преподавателях, специальностях, внеучебной жизни университета, а также заранее подготовиться к сдаче экзаменов. Все эти мероприятия направлены на снятие чрезмерного психического напряжения студентов в начале учебы, а также на позитивно настроенное знакомство субъектов учебной деятельности.

Чтобы учесть интересы всех людей, желающих поступить в вуз, в Уральском государственном педагогическом университете прием ведется и без ЕГЭ. Таким правом пользуются следующие категории поступающих:

  • дети-инвалиды;
  • молодые люди с ограниченными возможностями;
  • абитуриенты, получившие профессиональное образование (среднее, высшее);
  • граждане других стран, которые прошли итоговую аттестацию в своем государстве в течение последнего года перед подачей документов в этот вуз.

Для каждой специальности существует свой набор предметов, по которым суммируются баллы и происходит зачисление абитуриента. Для обучения на бакалавриате каждый предмет оценивается по 100-балльной шкале. При поступлении на магистратуру максимум - это 70 баллов. Минимально набранное количество баллов по этим программам составляет 30 баллов, затем на конкурсной основе выбираются будущие студенты.

Готовясь к поступлению в университет, можно посещать Дни открытых дверей, где предоставляется вся информация о вузе.

Этот вуз по праву считается одним из самых популярных, известных и лучших в стране. Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ) является основой для проведения фундаментальных и прикладных исследований по гуманитарным, психологическим, педагогическим, естественным наукам. Все научные достижения не осуществились бы без высококвалифицированного коллектива преподавателей. Именно благодаря им в вузе существует много научных отделов, факультетов и институтов.

Институты в Уральском государственном педагогическом университете

Уральский гос. педагогический университет имеет много направлений подготовки. Чтобы их упорядочить, он был структурирован и разделен на институты, в которых есть свои факультеты. Всего УрГПУ насчитывает 11 институтов:

  1. Институт культурологии, филологии,
  2. Институт физкультуры.
  3. Институт естественных наук: физики, экономики, технологии.
  4. Институт иностранных языков.
  5. Институт менеджмента и права.
  6. Институт специального образования.
  7. Институт социального образования.
  8. Институт психологии.
  9. Институт педагогики и психологии детства.
  10. Институт художественного и музыкального образования.
  11. Институт информатики, информационных технологий и математики.

Какие существуют факультеты в этом учебном заведении?

Кроме институтов, Уральский педагогический университет в Екатеринбурге имеет такие структурные подразделения, как факультеты. Их меньше по количеству, чем институтов, но на них также учатся талантливые и целеустремленные студенты. Итак, в УрГПУ имеются следующие факультеты:

  • Факультет юриспруденции. Здесь можно получить образование по специальности "Юриспруденция" (бакалавр, специалист, магистр).
  • Факультет безопасности жизнедеятельности УрГПУ. Факультеты в вузе организованы на высоком уровне по студенческой активности, научной деятельности и преподавательскому составу. На этом факультете студенты имеют возможность обучаться по специальности "Охрана труда". Нововведением на очной форме обучения является программа "Спасатель". После ее освоения, а также прохождения определенной аттестации, студенты получают квалификацию "Спасатель МЧС России".
  • Исторический факультет. Это богатый событиями и историей факультет. Он имеет несколько кафедр, лабораторию, клубы по интересам и развитию. Здесь работают выдающиеся специалисты в этой науке: профессора и доценты. Имеется возможность трудоустройства и продолжения обучения в аспирантуре.
  • Факультетом социологии славится Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург - большой город, который стал базой для развития масштабных социологических проектов, таких как "Молодежь в меняющемся мире" и "Земляки". На этом факультете обучаются инициативные, активные и успешные молодые люди, которые по окончании вуза становятся квалифицированными политологами, социологами, специалистами по работе с молодежью.
  • Факультет туризма и Предыдущий и этот факультет входят в состав образования. Обучаясь по специальностям "Гостиничное дело" и "Туризм", студенты имеют возможность получить дополнительное образование по программе "Эффективный менеджмент".
  • Географо-биологический факультет вуза дает возможность молодым людям получить педагогическое образование по профилю "Биология", "География", "Экология".

Последипломное или дополнительное образование

Изначально это направление в научной деятельности университета было разработано с целью усовершенствования уже имеющихся знаний по определенной специальности. Но затем туда стали подавать документы студенты, желающие получить образование по абсолютно новой для них программе. Уральский государственный профессионально-педагогический университет посредством дополнительного образования помогает студентам приобрести знания, умения и навыки для качественной работы, а также организовать свою деятельность и развиваться как личность.

На базе этого вуза работает аспирантура (7 программ) и докторантура (4 специальности).

Преподаватели университета

Гордится своим преподавательским составом Уральский профессионально-педагогический университет. Екатеринбург является базой для развития научных знаний в нескольких областях. Многие из преподавателей учебного заведения являются членами академий наук (информационных, естественных, педагогических, военно-исторических, социальных, экологических). Обучаясь у профессоров и доцентов, студенты получают колоссальный теоретический и практический опыт, совершенствуют свои знания и всесторонне развиваются.

На базе УрГПУ активно работают научные школы Рубининой, Капустина, Шамало, Стариченко.

Научная библиотека университета

В этом вузе обеспечение научным материалом осуществляет богатая своей историей библиотека УрГПУ. Она начала свое существование со дня основания Свердловского вуза. На сегодняшний день библиотека университета имеет отдельное здание площадью 2000 кв. м. Это дает возможность обслужить сразу большое число студентов. Для удобства многие научные материалы были переведены в электронный каталог. С недавних пор (2010 г.) библиотека стала называться Информационно-интеллектуальным центром.

Спортивные достижения студентов

Уральский педагогический университет в Екатеринбурге имеет свой Институт физкультуры. Именно этому направлению здесь уделяют огромное внимание. Как известно, в здоровом теле - здоровый дух, а педагоги, как никто другой, должны следить за состоянием духа и тела своих подопечных.

Спортивным достижениям студентов вуза могут позавидовать многие. Среди них 6 олимпийских чемпионов и параолимпийский чемпион. Они в общей сложности завоевали 12 золотых медалей. Также в УрГПУ обучаются заслуженные мастера спорта, кандидаты в мастера спорта и чемпионы РФ.

Социальная поддержка участников учебного процесса

Работники университета заботятся и о социальной защите студентов. Большое количество обучающихся получает ежемесячную стипендию по итогам сессии. Размеры этих выплат утверждает ректор в соответствии с законом. Кроме стипендий, в вузе практикуется выплата других форм финансовой поддержки студентов. Для активных, инициативных и интеллектуальных молодых людей в некоторых случаях назначаются именные выплаты.

Поддерживает материально вуз детей-инвалидов, сирот, матерей-одиночек, аспирантов и докторантов в случае их болезни. Также существует специальный премиальный фонд, который распределяется между студентами, отличившимися своими достижениями в обучении.

Программа по трудоустройству

На базе университета был образован центр, который оказывает содействие в трудоустройстве студентов, окончивших Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург - один из немногих городов в России, который имеет такой центр, основанный студенческим коллективом. Здесь есть возможность оставить свое резюме или просмотреть вакансии.

Центр содействия трудоустройству основан в 1998 году с целью облегчения поиска работы учащимся университета и его выпускникам. Здесь даются рекомендации психологического, юридического, социального характера. Также проводятся тренинги, форумы и ярмарки профессий.

Контакты учебного заведения

Университет имеет несколько корпусов, отдельный корпус научной литературы. Находится он в Свердловской области в городе Екатеринбурге. Основной корпус расположен на проспекте Космонавтов, 26.