Здоровье

Как определить лицо глагола? Все, что вы хотели узнать о местоимениях, но не знали, как спросить Сообщение темы и целей урока

Лицо глагола - это один из его непостоянных признаков и его важнейшая категория, с помощью которой можно определить кто производит описываемое глаголом действие. Поэтому в задачах по русскому языку в школе ученикам нередко требуется определить лицо глагола. В ходе морфологического разбора важно уметь точно выяснять постоянные и непостоянные признаки слов данной части речи. Лицо – изменяемая грамматическая категория глагола. Чтобы определять его правильно, важно помнить рекомендации, следовать заданному алгоритму.


Определяем лицо глагола. Несколько рекомендаций
Простые советы помогут вам правильно определять лицо у глаголов. Постарайтесь их запомнить.
  1. Для начала попробуйте задать к глаголу вопросы:
    • глаголы первого лица: что делаю? что делаем? (пишу, пишем);
    • глаголы второго лица: что делаешь? что делаете? (пишешь, пишете);
    • глаголы третьего лица: что делает? что делают? (пишет, пишут).
    Как вы уже обратили внимание, к глаголам каждого лица задаются вопросы двух типов – для единственного и множественного числа.
  2. Один из самых простых способов определения лица глагола – подстановка соответствующего по смыслу местоимения. Вам понадобится обязательно запомнить местоимения всех трёх лиц, чтобы суметь хорошо применить этот метод.
    • 1 лицо: я, мы. Например: я хожу, мы ходим.
    • 2 лицо: ты, вы. Например: ты ходишь, вы ходите.
    • 3 лицо: он, она, оно, они. Например: он учится, они учатся.
  3. Также важно помнить формальные признаки лица глагола – глагольные личные окончания.


    Хороший вариант – создать собственную таблицу с примерами. Начертите её на отдельном листе плотной бумаги, придумайте свои примеры на каждое окончание и вставьте их в соответствующие строки. Так вы сможете быстро запомнить все окончания и в дальнейшем легко определять лицо глагола.

  4. Обратите внимание на важный момент: у глаголов, находящихся в прошедшем времени, лицо не определяется! Также не нужно определять этот признак у инфинитива. Например: училась (я, ты, она). Учиться (мне, тебе, ей). Вам достаточно подставить соответствующие местоимения, чтобы убедиться: глаголы прошедшего времени и инфинитивы не обладают грамматической категорией лица. Обязательно укажите это отдельно на вашем листе с таблицей и приведите собственные примеры. Тогда вы уже не забудете данную особенность глагола как части речи.
  5. В сложных случаях нужно использовать все известные вам методы определения лица глагола. Лучше применять все способы до тех пор, пока вы не начнёте свободно ориентироваться в этой грамматической категории глагола и правильно определять лицо. Тогда вам будет достаточно пользоваться одним, наиболее удобным для вас, методом.
Как определить лицо глагола? Алгоритм
Как определить лицо глагола правильно? Вам понадобится вспомнить советы и воспользоваться алгоритмом.
  1. Выпишите глагол, лицо которого вам требуется определить, на отдельный листочек.
  2. Убедитесь, что глагол имеет настоящее или будущее время, не является инфинитивом. Если перед вами глагол будущего, настоящего времени, приступайте непосредственно к анализу.
  3. Подставьте к глаголу местоимение, подходящее по смыслу. Определите лицо местоимения. Глаголы употребляются с местоимениями того же лица, какое они имеют. Например, если к вашему глаголу подошло местоимение второго лица – перед вами глагол второго лица.
  4. Задайте к глаголу вопрос. Выясните, на вопрос какого лица он отвечает, исходя из этого определите лицо глагола.
  5. Самый надёжный способ – определение лица по формальному признаку. Разберите глагол по составу и выделите в нём окончание. Вспомните таблицу личных глагольных окончаний и запишите, какое лицо у данного глагола.
Выполняйте анализ глагола тщательно, не торопясь, вспоминайте рекомендации, местоимения, вопросы, соответствующие разным лицам, таблицу, следуйте алгоритму. Тогда вы будете правильно определять данную грамматическую категорию глагола.

Сложно сказать, как бы мы обходились без местоимений. Без них невозможно построить почти ни одну фразу. Вот, например, предыдущие две. То есть, конечно, можно. Но зачем мучиться.

Если собрать вместе все местоимения в русском языке, получится внушительный по объему документ. Но просто свалить все в кучу не имеет смысла. Поэтому мы для вас подготовили специальную статью. В ней собраны все основные сведения о разрядах местоимений, их грамматических признаках и правописании, а также образец морфологического разбора. Специальные таблицы поможет вам лучше усвоить все необходимые знания о местоимениях в русском языке. А примеры из литературных произведений помогут нагляднее представить, как грамматические характеристики местоимений реализуются на практике.

Что такое местоимения

Местоимением называют самостоятельную часть речи, которая используется вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий (или их характеристик), чтобы указать на эти существительные, прилагательные, числительные и наречия (а также их признаки и количество), не называя их.

Грамматические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они имеют в виду. Подробнее об этом будет сказано ниже.

Местоимения разделяются на два типа разрядов: по значению и по грамматическим признакам.

Разряды по значению:

  • личные;
  • возвратные;
  • притяжательные;
  • вопросительные;
  • относительные;
  • указательные;
  • определительные;
  • отрицательные;
  • неопределенные.

Иногда к этой классификации еще прибавляют взаимные и обобщительные местоимения.

Разряды по грамматическим признакам:

  • обобщенно-предметные;
  • обобщенно-качественные;
  • обобщенно-количественные.

В этой классификации рассматривается то, как местоимения соотносятся с различными частями речи: существительными, прилагательными, числительными. В некоторых источниках иногда сюда причисляется особая группа местоимений, соотносимых с наречиями.

Теперь все эти разряды разберем подробно.

Разряды местоимений в русском языке

По значению:

Личные местоимения. В речи указывают на ее объект – лицо, о котором идет речь. Местоимения 1 (я/мы ) и 2 (ты/вы ) лица обозначают участников речи. Местоимения 3 лица (он, она, оно / они ) указывают на лиц, которые в речи не участвуют.

Устаревшее личное местоимение оне использовалось для обозначения объектов речи женского рода (множественное число).

Изменяются личные местоимения в русском языке по лицам и числам, местоимения 3 лица единственного числа – еще и по родам, а также по падежам.

В предложении исполняют роль подлежащего либо дополнения.

  • Я не мог избавиться от ощущения, что они видят нас. (Ч.Т. Айтматов)
  • Жизнь всегда сопровождается усилиями, лишениями и тяжелым трудом, ведь она не сад с красивыми цветами. (И.А. Гончаров)
  • Почему я не хочу быть умнее, если понимаю, насколько все вокруг глупы? Если ждать, пока все поумнеют, пройдет слишком много времени… а потом я понял, что это и вовсе невозможно. (Ф.М. Достоевский)

Возвратные местоимения. В речи указывают направление действия на субъект. Возвратное местоимение себя не имеет формы именительного падежа, но склоняется по всем остальным падежам: себя, себе, собой/собою, (о) себе . Не изменяется по лицам, числам, родам.

В предложении исполняет роль дополнения.

  • Если тебе случится рассердиться на кого бы то ни было, рассердись в то же время на самого себя, хотя бы за то, что сумел рассердиться на другого. (Н.В. Гоголь)
  • Нет ничего приятнее, как быть обязанным во всем самому себе. (Н.В. Гоголь)
  • Жить для себя не жить, а пассивно существовать: нужно бороться. (И.А. Гончаров)
  • Часто мы позволяем себе думать, что древние люди подобны неопытным детям. (Л. Н. Толстой)

Притяжательные местоимения. В речи указывают на принадлежность некого объекта (объектов) субъекту (или субъектам).

Притяжательные местоимения:

  • 1 лица – мой, моя, мое / мои и наш, наша, наше / наши ;
  • 2 лица – твой, твоя, твое / твои и ваш, ваше, ваше / ваши ;
  • 3 лица – его, ее / их .

Изменяются притяжательные местоимения в русском языке, как вы уже поняли, по лицам, родам и числам, а также в сочетании с существительным, которое поясняют, – по падежам. Местоимения 3 лица не склоняются.

  • Наш выбор в большей мере, чем наши способности, показывает нашу истинную сущность. (Дж.К. Роулинг)
  • В нашей конторе из тридцати двух сотрудников по штату двадцать восемь называли себя: "Золотое перо республики". Мы трое в порядке оригинальности назывались – серебряными. (С.Д. Довлатов)
  • Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Г. Паустовский)

Вопросительные местоимения. Местоимения кто?, что?, какой?, каков?, чей?, который?, сколько?, где?, когда?, куда?, откуда?, зачем? служат вопросительными словами (указывают на лиц, предметы, признаки, количество) при оформлении вопросительных предложений.

Изменяются по числам, родам, падежам, но не все.

  • Знаешь, что дано человеку, и только ему? Смеяться и плакать. (Э.М. Ремарк)
  • Милый, милый, смешной дуралей, / Ну куда ты, куда ты гонишься? (С. А. Есенин)
  • Что такое закон? / Закон - на улице натянутый канат, / Чтоб останавливать прохожих средь дороги <...> (В.А. Жуковский)

Относительные местоимения. Местоимения кто, что, какой, каков, чей, который, сколько, где, куда, когда, откуда, зачем выступают в том числе в роли союзных слов в сложносочиненных предложениях и служат для связи придаточной и главной частей сложного предложения.

Как и вопросительные, относительные местоимения кто, что и сколько склоняются по падежам. Остальные – по числам, родам и падежам. Кроме местоимений где, куда, когда, откуда, зачем , которые являются неизменяемыми.

В предложении, в зависимости от заменяемой ими части речи, могут выступать в разных синтаксических ролях.

  • Встречаются такие низкие характеры, которые любят, точно ненавидят! (Ф.М. Достоевский)
  • Людям всегда будет что находить, открывать, изобретать, потому что сам источник этих знаний неисчерпаем. (И.А. Гончаров)
  • Откровенная злоба отталкивает куда меньше, чем притворство доброты. (Л.Н. Толстой)
  • Радость можно сравнить с маслом в лампе: когда масла в лампе мало, то быстро сгорает фитиль и свет от лампы сменяется черным дымом. (Л.Н. Толстой)

Указательные местоимения. Указывают на признаки или количество объектов речи. К этой категории относятся местоимения: столько, этот, тот, такой, таков, тут, здесь, сюда, туда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем , устаревшие местоимения сей, оный .

Изменяются указательные местоимения в русском языке по падежам, родам и числам.

  • Два года собираюсь купить себе замок. Счастливы те, кому запирать нечего. (Ф.М. Достоевский)
  • Иногда человек доходит до такой черты, что если не перешагнет - будет несчастлив, а перешагнет еще несчастнее станет. (Ф.М. Достоевский)
  • Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце. (М. Твен)
  • Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел. (Л.Н. Толстой)

Определительные местоимения. Служат для указания на признак объекта речи. В их число входят: .

Определительные местоимения склоняются по падежам, изменяются по родам и числам.

  • Каждый, кто перестает учиться - стареет, неважно в 20 или 80 лет, а любой другой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самое главное в жизни – это сохранить мозг молодым. (Г. Форд)
  • Один хороший друг стоит больше всех благ этого мира. (Вольтер)
  • Даже самая откровенная мысль, самая чистая и ясно переданная фантазия, будь то правда или же вымысел, не может вызвать искреннего сочувствия. (Л.Н. Толстой)
  • Мы не нуждаемся в магии, чтобы изменить этот мир - внутри нас уже есть всё, что нам нужно для этого: мы мысленно можем представлять лучшее… (Дж. К. Роулинг)

Отрицательные местоимения. В речи выступают в роли указателя на отсутствие объекта речи или его признаков. Местоимения никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, негде и им подобные, как вы сами видите, образованы от вопросительных/относительных местоимений путем присоединения приставок не- (под ударением) и ни- (без ударения).

В русском языке отрицательные местоимения изменяются по падежам, родам и числам.

  • Старую правду никогда не смутить новой - она поставит это бремя на свои плечи. Лишь болеющее, отжившее боится сделать шаг вперед. (И.А. Гончаров)
  • Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни. (А. П. Чехов)
  • Никогда не предпринимай никаких сложных ходов, если того же можно достичь гораздо более простыми способами. Это - одно из самых мудрых правил жизни. Применять его на деле очень трудно. Особенно интеллигентам и романтикам. (Э. М. Ремарк)
  • У философов и у детей есть одна благородная черта - они не придают значения никаким различиям между людьми - ни социальным, ни умственным, ни внешним. (А.Т. Аверченко)

Неопределенные местоимения. В речи выражают неопределенные признаки и количество объектов речи, а также их неопределенность.

Местоимения этого разряда тоже образованы от вопросительных/относительных путем прибавления к ним приставок: не-, кое- – нечто, некто, некий, некоторый, несколько, кое- как, кое-что и т.п. А также постфиксов: -то, -либо, - нибудь – кто-нибудь, куда-либо, сколько-то и т.п.

Изменяются неопределенные местоимения в русском языке по родам и числам, склоняются по падежам.

  • Можно наговорить много глупостей, следуя лишь желанию сказать что-либо. (Вольтер)
  • Некоторые привыкли жить на всем готовом, ходить на чьих-то помочах, есть пищу жеванную… (Ф.М. Достоевский)
  • Едва ли в чем-нибудь другом человеческое легкомыслие чаще проглядывает в такой ужасающей мере, как в устройстве супружеских союзов. (Н. С. Лесков)

Упомянутые выше взаимные местоимения служат, чтобы выражать отношение к двум и более лицам и объектам.

Их число в русском языке очень велико за счет множества предлогов, благодаря которым для каждого взаимного местоимения находится большое число вариативных форм. Например, друг другу, друг о друге, друг в друге, друг для друга, один у другого, один для другого, один из-под другого, друг за дружкой, в конце концов, от конца к началу, от первого ко второму, от случая к случаю, раз за разом, от этого к тому – и это еще далеко не полный список.

В предложении они играют роль дополнений.

  • Люди притиснуты друг к другу, как крысы в клетке, их злость друг на друга естественна для одиноких царей. (А.В. Королев)
  • В плохую погоду или просто тогда, когда нам захочется, мы развлекаемся, рассматривая содержимое жестяных коробок. Осторожно разворачиваем пакеты из вощеной бумаги и показываем друг другу то, что делает нас такими, какие мы есть. (Г.Петрович)

Обобщительные местоимения служат в речи для указания на объекты, которые объединяются по любым признакам, не выражающим качество. Например, объекты речи, объединенные в пары (оба; и тот, и другой ), или идентичные (тот же самый, такой же ), или целое множество (каждый, всякий, весь ) и т.п.

Таблица разрядов местоимений русского языка

Разряд по значению

Примеры местоимений

1. Личные 1 лицо – я, мы
2 лицо – ты, вы
3 лицо – он, она, оно, они (+ оне)
2. Возвратные себя
3. Притяжательные 1 лицо – мой, моя, мое, мои, наш, наша, наше, наши
2 лицо – твой, твоя, твое, твои, ваш, ваша, ваше, ваши
3 лицо – его, ее, их
4. Вопросительные кто? что? какой? каков? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем?
5. Относительные кто, что, какой, каков, чей, который, сколько, где, когда, куда, зачем
6. Указательные столько, этот, тот, такой, таков, тут, здесь, сюда, туда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем (+ сей, оный)
7. Определительные весь, всякий, все, сам, самый, каждый, любой, другой, иной, всяческий, всюду, везде, всегда
8. Отрицательные никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей
9. Неопределенные некто, нечто, некий, некоторый, несколько, кое-кто, кое-где, кое-что, кое-куда, какой-либо, сколько-нибудь, куда-нибудь, зачем-нибудь, чей-либо

«Неклассические» разряды в эту таблицу не включены намеренно, чтобы не создавать путаницы.

Соотнесение местоимение с другими частями речи

Другими словами, разряды по грамматическим признакам:

Местоимения-существительные указывают лицо или предмет. С именами существительными их роднят синтаксические и морфологические характеристики. Например, к ним в предложении тоже можно задать вопросы кто? и что? и они выступают в роли подлежащего либо дополнения. А также категории лица (у личных, через связанные с ними глаголы), числа, рода (выражается связанными с местоимением словами) и падежа. Кстати, у местоимения кто – мужской род, а у что – средний.

К местоимениям-существительным в русском языке относятся: все личные и возвратные местоимения, часть вопросительных/относительных, отрицательных, неопределенных. В частности: он, она, оно, они, кто, что, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, что-то и т.д.

Местоимения-прилагательные в речи указывают признак предмета, и это позволяет соотносить их с именами прилагательными. Кроме того, они проявляют непостоянные признаки рода, числа и могут склоняться по падежам. Хотя, например, местоимения каков и таков не склоняются и в предложении, в отличие от прочих, могут быть только сказуемыми. Все остальные местоимения-прилагательные выступают либо в роли определений, либо в качестве составной части сказуемого.

Неизменяемыми являются и притяжательные местоимения 3 лица: его, ее, их .

К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные местоимения и все определительные, часть указательных и вопросительных/относительных, отрицательных и неопределенных. А именно: мой, твой, свой, наш, ваш, какой, который, чей, тот, этот, самый, всякий, каждый и т.п.

Местоимения-числительные , как несложно догадаться, указывают на количество предметов, не обозначая его точно. К ним относятся местоимения столько, сколько и производные от них неопределенные несколько, сколько-то, сколько-нибудь .

Местоимения этой категории способны склоняться по падежам (все одинаково). Но не изменяются по родам и числам. С существительными согласуются по тому же принципу, что и количественные числительные.

Местоимения-наречия , уже упоминалось выше, являются особой группой, которую выделяют не всегда. Часто их вообще не относят к местоимениям. Подобно местоимениям-прилагательным, указывают на признак, но являются неизменяемыми и характеризуют действие. И это позволяет соотносить их с наречиями.

Местоимения этой категории не проявляют признаков рода и числа, не склоняются по падежам. Согласуются с глаголами по тому же принципу, что и наречия. И в предложении выполняют роль обстоятельства.

К местоимениям-наречиям относятся: там, куда, где, когда, так.

Местоимения в русском языке – таблица разрядов по соотношению с частями речи

Разряд по грамматическим признакам

Примеры местоимений

1. Местоимения-существительные он, она, оно, они, кто, что, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, что-то и другие
2. Местоимения-прилагательные мой, твой, свой, наш, ваш, какой, который, чей, тот, этот, самый, всякий, каждый и другие
3. Местоимения-числительные столько, сколько, несколько, сколь-то, сколько-нибудь
4. Местоимения-наречия там, куда, где, когда, так

Падежи местоимений в русском языке

Местоимения различных разрядов имеют свои особенности изменения по падежам. Сейчас мы разберем некоторые из них подробнее.

1. Падежи личных местоимений

В косвенных падежах у этих местоимений изменяются не только окончания, но и основа:

И.п. я, ты, мы, вы, он, оно, она, они

Р.п. меня, тебя, нас, вас, его, его, ее, их

Д.п. меня, тебя, нас, вас, его, его, ее, их

В.п. меня, тебя, нас, вас, его, его, ее, их

Т.п. мной (мною), тобой (тобою), нами, вами, им, им, ей (ею), ими

П.п. (обо) мне, (о) тебе, (о) нас, (о) вас, (о) нем, (о) нем, (о) ней, (о) них.

У местоимений 1 и 2 лица единственного числа нет четко закрепленных категорий рода: употребляются и в мужском, и в женском, и в среднем.

Местоимения 3 лица, склоняясь, могут терять свой начальный согласный: она – но ее и т.п.

2. Для возвратного местоимения себя существуют только формы косвенных падежей. Склоняется оно также как личное местоимение ты :

Т.п. собой (собою)

П.п. (о) себе

  • притяжательных местоимений (мой, твой, наш, ваш );
  • указательных (тот, этот, такой );
  • вопросительных/относительных (какой, который, чей );
  • определительных (самый, сам, весь, всякий, иной ).

И.п. наш, наша, наше, наши; такой, такая, такое, такие

Р.п. нашего, нашей, нашего, наших; такого, такой, такого, таких

Д.п. нашему, нашей, нашему, нашим; такому, такой, такому, таким

В.п. нашего, нашу, нашего, наших; такого, такую, такого, таких

Т.п. нашим, нашей, нашим, нашими; таким, такой, таким, такими

П.п. (о) нашем, (о) нашей, (о) нашем, (о) наших; (о) таком, (о) такой, (о) таком, (о) таких

Определительные местоимения сам и самый , хоть и похожи, склоняются по-разному. Различие обозначается в основном ударением:

И.п. сАмый, сАм

Р.п. сАмого, самогО

Д.п. сАмому, самомУ

В.п. сАмого, самогО

Т.п. сАмым, самИм

П.п. (о) сАмом, (о) самОм

* Прописной буквой обозначен ударный слог.

Обратите внимание и на склонение определительных местоимений весь, вся, все :

И.п. весь, вся, все

Р.п. всего, всей, всех

Д.п. всему, всей, всем

В.п. всего, всю, всех

Т.п. всем, всей (всею), всеми

П.п. (обо) всем, (обо) всей, (обо) всех

При склонении местоимения женского и среднего рода изменяются только окончания, но в мужском роде изменяется и основа.

4. У вопросительных/относительных (кто, что ) и образованных от них отрицательных (никто, ничто ) местоимений при изменении по падежам изменяются основы:

И.п. кто, что, никто, ничто

Р.п. кого, чего, никого, ничего

Д.п. кому, чему, никому, ничему

В.п. кого, чего, никого, ничего

Т.п. кем, чем, ничем, ничем

П.п. (о) ком, (о) чем, ни о ком, ни о чем.

При этом в предложном падеже предлог разбивает отрицательные местоимения на три слова.

5. Как и у возвратного местоимения, у некоторых отрицательных местоимений нет формы именительного падежа:

Р.п. некого

Д.п. некому

В.п. некого

Т.п. некем

П.п. не о ком.

6. Неопределенные местоимения склоняются также как вопросительные/относительные местоимения, от которых они образованы:

И.п. какой-либо, кое-что

Р.п. какого-либо, кое-чего

Д.п. какому-либо, кое-чему

В.п. какого-либо, кое-что

Т.п. каким-либо, кое-чем

П.п. (о) каком-либо, кое о чем

7. Существуют вариативные падежные формы для неопределенного местоимения некий :

И.п. некий

Р.п. некоего

Д.п. некоему

В.п. некому

Т.п. неким (некоим)

П.п. (о) некоем

Вариативные падежные формы существуют для этого местоимения и в других роде/числе.

8. Некоторые указательные (таков ), относительные (каков ), неопределенные (некто, нечто ) местоимения не изменяются по падежам. Не склоняются и местоимения-наречия там, куда, где, когда, так.

Морфологический разбор местоимений

Предлагаем вам схему морфологического разбора местоимений и пример такого разбора.

Схема разбора:

  1. Обозначить часть речи, грамматическое значение местоимения, написать начальную форму (поставить в именительный падеж (если есть), единственное число).
  2. Описать морфологические признаки:
    • постоянные (разряд по значению, разряд по грамматическим признакам, лицо (для личных и притяжательных), число (для личных 1 и 2 лица);
    • непостоянные (падеж, число, род).
  3. Обозначить, какую роль играет в предложении.

Образец морфологического разбора местоимений

Не стоит тратить силы на то, чтобы переделать людей – они не поменяются. У них кто на сильный поступок решился, тот и прав (Ф.М. Достоевский).

  1. Морфологические признаки: постоянные – личное, местоимение-существительное, 3 лицо; непостоянные – именительный падеж, множественное число.

(у) них

  1. Местоимение; указывает на объект речи, прямо не называя его, н.ф. – они.
  2. Морфологические признаки: постоянные – личное, местоимение-существительное, 3 лицо; непостоянные – родительный падеж, множественное число.
  3. Роль в предложении: дополнение.
  1. Местоимение; указывает на объект речи, не называя его, н.ф. – кто.
  2. Морфологические признаки: постоянные – относительное, местоимение-существительное; непостоянные – именительный падеж.
  3. В предложении играет роль подлежащего.
  1. Местоимение; указывает на объект речи, не называя его, н.ф. – тот.
  2. Морфологические признаки: постоянные – указательное, местоимение-прилагательное; непостоянные – именительный падеж, единственное число, мужской род.
  3. Роль в предложении: подлежащее.

Правописание местоимений

Личные местоимения

При склонении личных местоимений в русском языке в косвенных падежах в основе местоимений 3 лица появляется буква н , если перед ними стоит предлог. Например, о нем, к ним, о ней, среди них и т.п.

Н не присоединяется:

  • в дательном падеже, если перед местоимением стоит производный предлог благодаря, подобно, наперекор, согласно, навстречу, вопреки : вопреки ей , навстречу им , согласно ему ;
  • если местоимение употребляется в фразе, где ему предшествует прилагательное или наречие в сравнительной степени: взял больше его , купил дешевле их .

Неопределенные местоимения

Неопределенные местоимения всегда пишутся через дефис с приставкой кое- и постфиксами -то, - либо, -нибудь : кое-кто, как-нибудь, что-либо, где-то и т.п.

При склонении неопределенных местоимений в предложном падеже между приставкой кое- и местоимением помещается предлог. В этом случае они записываются в три слова: кое о чем, кое в каком, кое от чего и т.п.

Отрицательные местоимения

Отрицательные местоимения образуются от вопросительных/относительных с помощью приставок не-/ни- . Не- пишется под ударением, в безударном слоге – ни- : некому доверить – никого не видеть, негде бросить – нигде не найти; некого, нечего, нисколько, никакой, ничей .

При склонении отрицательных местоимений в русском языке в формах косвенных падежей могут быть задействованы предлоги. Они разбивают слово на три, которые пишутся раздельно, а приставки становятся частицами: никакой – ни от какого, ничто – ни от чего, некого – не о ком и т.п.

Обратите внимание

1.Следует различать правописание приставок не-/ни- и омонимичных частиц не/ни :

  • Запомните правописание: как ни в чем не бывало . Путаница правописания частиц не/ни, ведет не только к орфографическим ошибкам, но и к искажению смысла высказывания. Сравните: ни в чем (частица ни имеет усилительное значение) – не в чем (частица не имеет отрицательное значение).
  • Выбор частицы может полностью изменить смысл высказывания на противоположный: ни один (= вообще никто) – не один (= многие), ни разу (= вообще никогда) – не раз (= много раз) .
  • Не путайте отрицательные местоимения с приставкой ни- (нигде, никто, никому ) и местоимения с частицей ни (ни кто, ни где, ни кому ). Сравните: Ни где не нашлось и следа человека. – Понятия не имею ни кто ты, ни где живешь, ни кому служишь .
  • Обратите внимание на разницу между словосочетаниями не кто иной, как – никто иной; не что иное, как – ничто иное . Частица не выражает отрицание, а вся фраза используется для противопоставления частей высказывания друг другу. Противопоставление выражается союзом как (= союз а ). Если предложение утвердительное и если невозможно без нарушения смысла добавить второе отрицание, используйте частицу не и пишите ее отдельно. Например: Все произошедшее было не что иное, как просто глупый розыгрыш. На пороге неуверенно топтался не кто иной, как долгожданный гость.
  • Если местоимение с частицей можно по смыслу заменить на частицы именно, как раз , то используется частица не и словосочетание пишется раздельно: не кто иной, как; не что иное, как . Пример: Пришло заказное письмо – не что иное, как приглашение конкурс, которого давно ждали. – Пришло заказное письмо – как раз то приглашение на конкурс, которого давно ждали.
  • Если предложение отрицательное, т.е. при сказуемом имеется собственная отрицательная частица не , то ни- выступает в роли приставки и пишется слито с отрицательным местоимением: Ни кто иной не сказал бы это лучше. Это ослиное упрямство ни чем иным было не победить .
  • Если предложение утвердительное, словосочетания никто иной, ничто иное служат для присоединения. Отрицание, не выраженное в предложении, существует потенциально и его можно восстановить из контекста: Я хочу только это, и ни что иное (не хочу) .
  • Если в словосочетании есть союз как , пишите все слова раздельно и с частице не : Эта посылка не что иное, как подарок . Если союза как нет, пишите приставку ни -: Ни кто иной не понимает меня так хорошо.
  • Если в предложении использован союз а , пишите частицу не (раздельно): Хочу сказать все не кому-нибудь, а только ему одному. Если использован союз и , пишите ни (раздельно, если это частица, слитно, если это приставка): Многое ушло безвозвратно, и ни что уже не будет по-прежнему .

2.Не путайте омонимы: местоимение + предлог и союзы/наречия. Обращайте внимание, как согласуются они с другими членами предложения, какую синтаксическую роль выполняют сами, какой вопрос к ним можно задать и т.п.

  • За чем мы отправляемся в магазин, что будем там искать? – Зачем ты идешь за мной и все время хнычешь?
  • За то , что ты мне помогла, я тебя отблагодарю. – Зато у меня душа широкая и сердце доброе!
  • При чем тут все эти люди? – Они много тренировались и готовились к соревнованиям, причем некоторые даже забросили учебу.
  • При том , кого нам удалось раскопать в древней гробнице, были меч и щит. – Притом , если рассуждать здраво, на его стороне сила.

3.Запомните, что нипочём – это не местоимение, а наречие.

Конечно, это очень обширный материал и сложновато усвоить его за один раз. Поэтому предлагаем вам сделать закладку на эту статью в браузере, чтобы она всегда была под рукой в нужный момент. Обращайтесь к ней, когда вам потребуется любая информация о местоимениях.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В русском языке личным местоимениям присущ такой постоянный признак как лица. Каждое из трех лиц местоимений обладает определенной формой и значением. В данной статье описаны способы определения лиц местоимений, их характерные особенности с примерами.

Лица местоимений – это неизменяемый (постоянный) признак данной части речи, присущий только личным местоимениям. В русском языке у местоимений выделяют три лица, каждое из которых имеет определенное значение и формы.

Таблица Лица местоимений

Единственное число Множественное число
На что указывают Формы И. п. На что указывают Формы И. п.
1-е лицо на говорящее, действующее лицо (субъект речи) я на группу лиц, включающую говорящего, действующего мы
2-е лицо на лицо, к которому обращаются в речи (на собеседника) ты на группу лиц, к которым обращаются в речи (на собеседников) вы
3-е лицо на предмет (лицо, явление), о котором говорится, но которое не принимает участие в речи он, она, оно на группу предметов (лиц, явлений), о которых говорится, но которые не принимают участия в речи они

Обратите внимание! В третьем лице единственного числа личные местоимения имеют формы мужского, женского и среднего рода.
Примеры: она красива, оно большое, он храбрый .

Как определить лицо местоимений?

В речи лицо местоимений можно определить по его значению в речи, а также по падежной форме. Особенности склонения личных местоимений приведены в таблице с примерами всех падежных форм.

Единственное число Множественное число
И. п. я ты он, оно она мы вы они
Р. п. меня тебя его ее нас вас их
Д. п. мне тебе ему ей нам вам им
В. п. меня тебя его ее нас вас их
Т. п. мной (мною) тобой (тобою) им ею нами вами ими
П. п. обо мне о тебе о нем о ней о нас о вас о них

Если перед местоимением третьего лица в косвенном падеже стоит предлог, падежная форма употребляется с «н» .

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Примеры : ей было весело – мы пришли к ней , ими хорошо рисовать – с ними легко работать.

Грамматические особенности личных местоимений изучаются в школе с 4 класса.

Цели урока:

  • познакомить учащихся со спряжением глаголов;
  • учить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем,
  • прошедшем и будущем времени;
  • развивать мышление, внимание, познавательный интерес.

Оборудование: учебник русского языка, карточки с индивидуальным заданием (приложение 3), словарные слова, схемы-опоры, интерактивная доска, ПК.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы и целей урока.

Поём

Поёшь

Поёте

Поёт

Поют

Глаголы, какого времени записаны? (Настоящего времени ).

Какая часть слова меняется? (Окончание ).

Какого лица и числа записаны местоимения?

(1, 2, 3-го лица в единственном и множественном числе ).

Тема нашего урока «ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ».

II. Минутка чистописания. «Угадай». (Приложение 1).

На доске записаны слова:

ОНО, ТЕБЯ, ВАС, РИСОВАТЬ.

Какое слово «лишнее»? Почему? (Рисовать – это глагол, остальные – местоимения ).

Определите букву, которую мы будем писать на чистописании. Она находится слове, которое является «лишним» в данной группе, и обозначает парный глухой мягкий согласный звук.

Какая это буква? (Буква т ).

Согласную букву Т мы напишем вместе с гласной, которая дважды встречается в местоимении 3-го лица. Какая это буква? (О ).

Определите порядок следования букв в этом ряду:

Тто Тот Тто

III. Словарно -орфографическая работа.

На доске написан кроссворд. «Кроссворд». (Приложение 1).

  1. Специалист по фотографии. (Фотограф ).
  2. Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати. (Редактор ).
  3. Специалист по изданию произведений печати, тот, кто их издаёт или руководит издательством. (Издатель ).
  4. Сотрудник, специально командированный за информацией о чём-нибудь. (Корреспондент ).
  5. Работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в газетах. (Журналист ).
  6. Количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания. (Тираж ).

Какое слово у вас получилось по вертикали? (Газета ).

Объясните значение этого слова.

(Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей жизни). (Приложение 1 ).

Какие детские газеты вы знаете?

Какие газеты издаются в нашем городе?

Дети записывают ответы на эти вопросы. Письмо с комментированием .

Помните, что название газеты пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

На уроке мы постараемся создать свою газету. Поэтому объявляем конкурс на лучшее название газеты. В конце урока выберем самое подходящее. «Самый активный ученик урока».

Кроссворд был нами разгадан. Переходим к следующей рубрике.

«100 вопросов. 100 ответов». (Приложение 1).

IV. Работа по теме урока.

Работа по таблице.

Спряжение глаголов.

Глаголы, какого времени даны? (Настоящего ).

Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам ).

Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам? (Окончание ).

Образуйте от глагола пишу – прошедшее время, будущее время.

Устно рассмотреть прошедшее время.

Будущее время. (Учебник стр. 184)

Вывод: Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Какие лица имеют глаголы? (1, 2 и 3-е). (Приложение 1).

Какие числа имеют глаголы? (Единственное и множественное).

Как определить лицо и число глагола? (По местоимению и по окончанию глагола).

«И о том, и о сём разговоры поведём». Немного из истории. (Приложение 1).

Представь себе, 30 000 лет назад люди не умели говорить. Только в это время в строении гортани человека произошли изменения, и он стал в состоянии что – то сказать. Но это вовсе не означает, что раньше люди не общались. Они издавали звуки, строили гримасы и пользовались языком жестов.

Проспрягайте в тетради глагол ЧИТАЕМ.

читаю

читаем

читаешь

читаете

читает

читают

Каждый номер любого журнала или газеты рассказывает о сезонных изменениях.

Какое сейчас время года?

Какой сейчас месяц? Что вы знаете об этом месяце?

Физминутка.

«Времена года».

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Обозначить орфограммы. Определить число и лицо глаголов.

Величают апрель птичьи ммеся цем.В это время перелётные птицы возвращаются , несут на своих крылья хиз тёплых краёв ве сну на родину.

Соедините части пословиц и объясните их значение.

Апрельский цветок ломает снежок.
Апрельские ручьи землю будят.
Солнце с апрельской горки в лето катиться.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

«Литературная страничка».

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

Стр. 185 упр. 425.

V. Закрепление изученного материала.

Упражнение «Кто узнает лицо». (Приложение 2).

Что такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам).

Как определить лицо и число глагола? (Лицо и число определяется по местоимению и по окончанию глагола).

VI. Самостоятельная работа.

Определите лицо глаголов в каждом предложении.

Лицо

Однажды я с моей мамой пошёл на завод.

Там мама показала мне много интересных машин.

В заводской газете я увидел статью о маме.

О ней уже раньше писали.

Я горжусь своей мамой.

Ходите только по тротуарам или по левому краю дороги.

Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.

Громкое пенье соловья иногда будет нас ночью.

Одной рукой узла не завяжешь.

VII. Домашняя работа.

Итог:

Что интересного запомнилось из урока?

Самые активные ученики.

Самое лучшее название газеты, созданной на уроке.

Литература:

  1. Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой: 4 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 400 с.
  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. Для 4 кл. четырёхлет. нач. шк. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 256 с.: ил.
  4. Детские журналы «Отчего и Почему», «Эрудит», «СИНДБАД».
  5. Ракитина М.Г. Русский язык. Математика. Тестовые задания. 3 (4) класс.
  • Запишите составленные предложения. Определите лицо каждого местоимения. Можно ли предположить, что глагол тоже имеет форму лица? Объясните свой ответ.
  • Определите лицо глагола в каждом предложении по форме лица местоимения.
  • Определите время и число глаголов. Почему изменились окончания глаголов? Выделите окончания.

Обратите внимание! Глаголы настоящего и будущего времени , как и личные местоимения, имеют форму лица . Глагол каждого лица имеет своё личное окончание. При изменении глагола по лицам изменяется и его личное окончание .

Ты (2-е л., ед. ч.) рису[ешь](2-е л., ед. ч.).

Мы (1-е л., мн. ч.) рису[ем](1-е л., мн. ч.).

Она (3-е л., ед. ч.) рису[ет] (3-е л., ед. ч.).

Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени (спряжение)

164. Прочитайте таблицу «Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени».

  • Прочитайте вопросы, на которые отвечают глаголы в форме настоящего и будущего времени каждого лица и числа. Назовите глаголы в этом лице и числе, чётко проговаривая их личные окончания.
  • Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам?

165. Обсудите: какой из данных глаголов не изменяется по лицам и числам (не спрягается)? Объясните свой ответ.

Подарю, читаю, рассказал, дружу, построю.

166. Запишите личные окончания глаголов каждого лица и числа (см. таблицу).

      1-е л., ед. ч. -у, -ю
      2-е л., ед. ч. ...
      3-е л., ед. ч. ...

      1-е л., мн. ч. ...
      2-е л., мн. ч. ...
      3-е л., мн. ч. ...

167. Письменно проспрягайте глагол молчу в настоящем времени и глагол пойду в будущем времени. Выделите личные окончания глаголов.

  • Проверьте по таблице, правильно ли вы записали окончания глаголов во 2-м лице единственного числа.

168. Прочитайте.

Напишут, работаем, видит, повторите, посоветую, смотришь, растает, создадим, построишь, встаёте, дорожу, беседуют.

  • Соотнесите каждый глагол с тем вопросом, на который он отвечает.
  • Запишите каждый вопрос, а рядом с ним глагол, который отвечает на этот вопрос.
  • В скобках укажите время, лицо, число глагола. Выделите личные окончания.

Образец. (Что делаю?) дорож[у] (наст, вр., 1-е л., ед. ч.).

169. Прочитайте.

1. Вышли сеялки в поля, будет с зёрнами земля. (В. Нестеренко) 2. Без доброго слова, без тёплого слова, без нежного слова - не лечат больного. (Ю. Мориц) 3. Уберём мы чисто двор.4 Подметём2 осенний сор. (В. Степанов) 4. Где-то в космосе летит голубой метеорит. (Р. Сеф) 5. Вы выходите на крыльцо. На тёмно-синем небе кое-где мигают звёзды. (И. Тургенев) 6. Я жду, когда растает снег. (М. Чехов)

  • Что обозначают слова сеялка, метеорит ? Прочитайте значения этих слов в толковом словаре учебника.
  • Выпишите глаголы в форме настоящего и будущего времени, определите их время, лицо и число. Выделите личные окончания глаголов.

Образец. Буд[ет] (буд. вр., 3-е л., ед. ч.).

Страничка для любознательных

Можно ли сказать «победю»?

В русском языке некоторые глаголы не имеют формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. Это глаголы победи́ть, убеди́ть, дерзи́ть, лебези́ть, пылесо́сить, голоси́ть, шелесте́ть и др. Выразить действие говорящего вам помогут описательные выражения либо близкие по смыслу глаголы:

      (Я) сумею победить, одержу победу.
      Хочу (думаю) убедить, убеждаю.
      Буду пылесосить, чищу пылесосом.

170. Прочитайте.

Посмотришь на пеликана - ну и чудная птица. Голова маленькая, а клюв огромный, да ещё под ним мешок из кожи висит. В таком мешке может свободно поместиться целая утка.

Кормятся пеликаны рыбой. А ловят её целой стаей. Выстроятся на воде полукругом и плывут к берегу. Плывут, а сами крыльями хлопают, голову в воду опускают. Это они рыбу перед собой гонят. Подгонят к мелкому месту, тут самая ловля начнётся.

(Г. Скребицкий, В. Чаплина)

  • Определите тему текста, придумайте к нему заголовок.
  • Какую часть в тексте можно назвать описанием, а какую - повествованием? Объясните свой ответ.
  • Спишите описательную часть текста. Укажите над глаголами настоящего и будущего времени лицо и число, выделите окончания этих глаголов.