Алиэкспресс

Наши имена план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему. Занятие «Я и моё имя Занятия старшая группа наши имена

Эльвира Болтышева
Конспект занятия «Наши имена» (старшая группа)

Конспект занятия в старшей группе «Наши имена » .

Цели : Помочь детям в познание и принятие собственного имени .

Задачи :

1. Закрепить знания детей о Конвенции, о правах ребёнка, довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя.

2. Развивать умения соотносить права и правила, умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.

3. Активизировать у детей творческой мотивации «я - фантазёр» .

4. Воспитывать дружелюбия по отношению к окружающим.

Форма проведения : непосредственная образовательная деятельность.

Вид занятие : творческая сюжетная игра.

Ход НОД:

Дети заходят в группу , приветствие :

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, земля!

Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуй, я!

Воспитатель : ребята посмотрите, на столе что-то лежит? (ребята подходят к столу открывают карточки) . На них написаны интересные слова : Маша, Миша, Таня, Ваня.

Что обозначают эти слова? (имена ) .

А у вас есть имя?

Кто дал вам ваше имя? (родители) .

Ребята имя выбирают всей семьёй. Помотают и бабушки, и дедушки.

А когда дают ребёнку имя? (когда рождается) .

Каждый ребёнок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают.

Дети читают стих : Лишь появится ребёнок

И дышать начнёт едва

У него уже с пелёнок

Появляются права!

Воспитатель : одно из этих прав - право на имя. Об этом написано в этой книге. Она называется «Конвенцией о правах ребёнка» . Это очень важный документ. Здесь написаны статьи о правах ребёнка. Так вот ребята статья 7 гласит : что ребёнок с момента рождения имеет право на имя.

Значит, какое у вас ребята есть право? (право на имя) .

Вот об этом мы сейчас с вами и поговорим. А помогут нам в этом наши имена . Ой, а куда же они делись? Куда могли подеваться?

(За дверью раздаётся громкий смех, в группу влетает мяч , к нему прикреплена записка): «Ха-ха-ха потеряли имена ? Так вам и надо! Решили узнать о своих правах? Стараетесь выполнять все правила, перестали драться, дразниться. Одни добрые дела делаете. Мне это не нравится, поэтому ваши имена я спрятала . Может без них, вы станете плохими, как я! Ну, а если они вам всё-таки так нужны, то пройдите мои испытания. Если мне ваши ответы на задания понравятся, то получите ключи. Один из них сможет открыть ваши имена . А отыскать имена вам поможет карта ! Пока, пока,Шапокляк!»

Воспитатель : - Вы ребята поняли, где наши имена ?

Что же будем делать? (спасать) .

Воспитатель : тогда, вперёд! Но путь будет трудный, вы готовы?

Нам надо пройти через препятствия :

По горячему песку я ногами потопчу;

А по шишкам проскачу;

И по прохладную траву нежно ручками сгребу;

По холодному ручейку я легонько пробегу!

Тяжело поднять в гору;

На полянке отдохну.

Воспитатель : вот мы и на первой полянке, а вот и наше задание :

Имя нам даёт отраду

Дарит счастье и удачу.

Оттого узнать бы надо

Что же имя ваше значит?

(дети рассказывают в микрофон) .

Воспитатель : молодцы ребята, мы с вами получили первый ключ.

Тогда снова в путь! (по горячему песку и т. д.)

Воспитатель : ой, ребята мы с вами кажется попали в сказочную лабораторию! А кто знает, что такое лаборатория? (ответы детей) .

А вот и наше задание : Превратиться в учёных и исследовать своё имя

Какой у него запах (лимона,мармелада,шоколада.)

Какой вкус (представить, что откусили маленький кусочек)

Какого цвета (предложить детям раскрасить своё имя фломастерами) .

Воспитатель : ребята всем понравились свои имена ? (да) . И мы получаем ещё один ключик!

Продолжим наше путешествие? (да) . Тогда в путь! (по горячему песку) .

Воспитатель : посмотрите ребята куда-то мы попали? Сейчас прочитаем : «Окно в будущее» . - Что за интересное окно? Заглянем?

- А тут наше задание : прохлопайте своё имя (например : Ма-ша, Са-ша)

(Дети выполняют задание) .

А теперь моё (Эль-ви-ра Ар-кадь-ев-на) .

У меня самое длинное. Почему? (имя, отчество) .

А как вас будут звать, когда вы вырастите. Кто знает своё отчество? (по отцу) .

Представьте,что вы выросли (даю обувь взрослого : туфли, ботинки)

Пройдите парами по подиуму. Почувствуйте нравится вам ваше будущее имя : (Идёт Наталья Дмитриевна) (узнать у детей отчество, связать имена в будущем с делами ).

Кем бы вы хотели стать, когда вырастете?

Вывод : Всем понравились свои будущие имена ? Я желаю вам вырасти замечательными взрослыми людьми.

Воспитатель :

Вот и ещё один ключик мы получили от Шапокляк за свои прекрасные знания! Но нам нужно двигаться дальше, ведь нам с вами осталось заполучить один последний ключик. Ребята вы устали? Может, дальше не пойдём, будем жить без имён? (нет) . Ну, тогда в перёд! (по горячему песку) .

Воспитатель : вот мальчики и девочки мы добрались до «Полянки ласки и нежности» . Какая замечательная полянка зовёт отдохнуть, ребята давайте мы все присядем на полянку.

Так вот и задание наше :

На полянку вы придёте, там платочки вы найдёте,

Что нашепчет вам на ушко, расскажите вы друг дружке!

Воспитатель : ребята обернитесь в платочек,как будто вас ласково обнимает мамочка,и прислушайтесь, представьте как бы нежно и ласково вас позвала мама? А теперь откройте глаза и назовите себя так как вам шепнула мама. (детям дают клубочек ниток, ребенок называет своё имя и передаёт другому разматывая его).

Воспитатель : Посмотрите,какая паутина ласковых имён у нас получилась. У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята,необходимо соблюдать, что бы не нарушать это право?

1. Не дразниться.

2. Не придумывать клички.

3. Обращаться по имени , вежливо друг к другу.

4. Если нарушил правило, то надо извиниться.

Воспитатель : Молодцы ребята и мы получаем последний ключик! И можем теперь открыть нашу шкатулочку, но для этого нужно подобрать нужный ключ. У вас есть подсказка – тень ключа, который подойдёт к замочку.

(Дети подбирают ключ по его тени) .

В шкатулке лежат бейджики с именами детей , они одевают каждый своё имя.

Воспитатель : ну нам пора возвращаться в детский сад. Приготовьтесь мы отправляемся :(по горячему песку) .

Вот мы и в группе , ребята, что сегодня с нами произошло?

Кто похитил наши имена ?

Какое доброе дело мы сделали?

О каком праве мы узнали? Где записаны наши права ?

Вывод : Я рада, что вы полюбили свои имена , вы много сегодня узнали интересного о своём имени , а я ребята хочу подарить вам частичку хорошего настроения на весь оставшийся день, частичку ласки и радости! А вы мои хорошие поделитесь своими частичками настроения с нашими гостями !

(Дети дарят хорошее настроение гостям,прощаются,уходят) .

Цель:

1. Развитие познавательного интереса, повышение самооценки.

2. Дать знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают их от других людей; познакомить с историей возникновения фамилий; закрепить умение называть себя и своих родителей полным именем.

3. Воспитывать доброжелательное отношение к себе, к родителям и другим людям.

Материал: Альбом с семейными фотографиями, кукла, мяч, письмо, бандероль, капельки доброты, «Свидетельство о рождении», «паспорт», цветок с отдельными лепестками.

Ход занятия: Дети встали в круг.

Воспитатель: Я вас вижу каждый день. Знаю вас хорошо. Но к нам пришли сегодня гости. Обратите на них внимание, они – то вас не знают. Давайте мы с ними поздороваемся, и скажем как нас зовут. Каждый из вас возьмёт по лепестку, сейчас мы с вами составим целый цветок (пример: Здравствуйте, меня зовут Светлана Михайловна).

(Садимся на стульчики).

Стук в дверь. Приходит почтальон, приносит письмо. Читаем вместе с детьми, но на письме нет «кому». Говорим, что это письмо не нам и отдаём обратно почтальону.

Воспитатель: Ребята, почему мы отдали это письмо обратно? (ответы детей). Да, на нём нет ни имени, ни фамилии.

Сегодня мы поговорим об имени и фамилии человека.

Воспитатель: Вас связывает много общего. Однако каждый человек отличается... чем? (своей внешностью, характером и конечно же именем. Да у каждого человека есть имя. Сейчас мы с вами убедились, как важно имя человека. Как вы думаете, бывают ли люди, у которых нет имён? Для чего нужны имена? (ответы детей). Ребята, а по имени можно узнать, кто это мальчик или девочка, мужчина или женщина?

Игра «Кто это?».

Воспитатель: Есть люди с одинаковыми именами, можно ли сказать, что эти люди похожи друг на друга? (ответы детей).

Ребята, а вы можете назвать имена, которые носят и мальчики и девочки. (ответы детей).

Воспитатель: У каждого имени есть своя древняя история. Вам наверно, будет интересно узнать, как в старину нарекали (называли) малышей. Сейчас мы узнаем.

(включается аудиозапись

Под напев, воспитатель говорит: Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители тщательно подбирают имя, они хотят видеть ребёнка в будущем здоровым, сильным, добрым, красивым, умным. Отсюда и такие имена как Добрыня – делающий добро, Любомир – любящий мир, Елена – свет, светлая, Галина – тишина, спокойствие, Людмила – милая людям, Владимир – борец за мир.

Имя ребёнка выбирают родители, а фамилия переходит от прадедов, дедов и отцов.

Можно ли прожить без фамилии?. (ответы детей). Очень трудно.

Разбор ситуации, на примере Полин в нашей группе.

А что было бы, если не было фамилий? (ответы детей).

Когда – то очень давно на Земле людей было очень мало, у каждого было имя, чтобы различать друг друга. Но людей становилось всё больше и больше. Стали придумывать фамилии.

В селе Грибановка жили Грибановы, в селе Гончарное – Гончаровы, в селе Веселушки – Веселовы.

Придумывали фамилии и по профессиям. У кузнеца, фамилия – Кузнецов, у столяра – Столяров, У плотника – Плотников.

Часто придумывали фамилии по имени отца. Сын Ивана – Иванов, сын Степана – Степанов. Фамилии издавна переходят от отца.

У каждого человека есть имя, фамилия и отчество. Когда человек рождается, ему выдают «Свидетельство о рождении», документ в котором записывают его имя, фамилию, отчество.

(Воспитатель показывает свои документы). А потом, когда вы вырастите и повзрослеете вам выдадут другой документ – паспорт.

Имя каждый ребёнок получает такое, какое придумают его родители, а отчество переходит от отца. И фамилия переходит от отца.

Вы знаете, как зовут ваших родителей? Давайте проверим.

Это наш альбом с семейными фотографиями и чью фотографию открою, тот и называет своих родителей по имени, отчеству.

Молодцы дети, знаете, как зовут ваших родителей.

Пока вы ещё маленькие и вас называют по детски, ласково, но когда вы вырастите и станете взрослыми к вам будут обращаться по имени, отчеству.

Ребята, давайте поиграем: Представьте, что вы стали взрослые и пришли на конференцию, но мы незнаем как вас зовут. Вы должны представиться по взрослому. (Дети подбирают себе атрибуты – шляпу, галстук, шарфик, очки, сумочку, папку для бумаг и др.). (Можно использовать приём воспитателя).

Хорошо играли, правильно представлялись.

У вас у всех есть имена и фамилии и они очень красивые.

Стук в дверь. Вносят бандероль. Читаем. Написано: Кому: Карине, Лене и т.д.

Открываем бандероль, там «капельки доброты».

Воспитатель раздает их детям.

Воспитатель: Вы вырастите и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите своё имя и свою фамилию.

Конспект занятия

по познавательному развитию в старшей группе.

Тема: «Что означают наши имена» .

Задачи: познакомить детей с правом на имя и с историей возникновения фамилий; научить применять это право в жизни; развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; воспитывать чувство самоуважения уважения к другим людям.

Оборудование: камешек, мяч, мягкая игрушка Сова, кубик с разрисованными гранями, корзинка со сладостями.

Ход.

1. Введение проблемно-игровой ситуации.

Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам пожаловала тетушка Сова - Знаю свои права.

Тетушка Сова: Здравствуйте, ребята! Скучно мне стало, решила вас проведать, да задачку вам подбросить.

Воспитатель: Что же за задачку такую?

Тетушка Сова: А вот у меня есть документ (показывает), кто знает, что это за документ?

Воспитатель: Я знаю! Это свидетельство о рождении. Этот документ говорит об одном нашем праве. О каком, догадайтесь?

(загадывает загадку)

Тебе дано, а люди им пользуются.

Дети: Имя!

Воспитатель: Да.

2. Рассказ воспитателя об имени.

Воспитатель: У каждого человека есть имя. Оно дается ему сразу после рождения. У вас тоже есть свои имена. Давайте все вместе хором одновременно назовем свое имя. (Дети называют). Есть имена мужские и женские, девчоночьи и мальчишечьи. Пока вы маленькие и имена ваши маленькие, а потом они будут расти вместе с вами. Давайте посмотрим, как.

3. Игра в кругу «Камешек».

Воспитатель: У меня в руках камешек.

Камешек ты передай

И скорее отвечай.

Как тебя будут называть,

Когда ты вырастешь? (передает камешек сидящему в кругу ребенку).

Дети передают друг другу камешек и говорят свое «взрослое» имя.

Воспитатель: Имя ребенку выбирают родители, а отчество переходит от отца. Давайте поиграем с нашим именем и отчеством.

4. Игра «Прошепчи».

Воспитатель: Под музыку вы будете ходить по коврику, подходить друг к другу и шептать свое имя, отчество. Затем мы узнаем, кто какие услышал имена и отчества.

5. Рассказ воспитателя о фамилии.

Воспитатель: Кроме имени и отчества у человека есть еще и фамилия. Она переходит к нам от дедов и прадедов. Как вы думаете, зачем нужна фамилия?

Дети: Чтобы различать людей с одинаковыми именами.

Воспитатель: Правильно. Ведь людей на Земле раньше было не так много, можно было различать их по именам. А когда людей становилось все больше, то стали придумывать фамилии. Их люди придумывали по месту, где жил человек: в селе Коровино жили Коровины, а в деревне Весёлки жили Веселовы, или по профессии которая была у человека: кузнецу давали фамилию Кузнецов, а конюху - Конюхов. Часто придумывали фамилии по имени отца: сын Степана- Степанов, сын Ильи- Ильин. Я предлагаю вам тоже придумать фамилии.

6. Игра «Крутись-вертись».

Дети бросают поочередно кубик и приговаривают:

Крутись, вертись,

На бочок ложись.

Кубик ложится, а дети по выпавшему предмету придумывают фамилию. (Например, яблоко-Яблоков, стул-Стулов, медведь- Медведев, гусь – Гусев, груша- Грушин, флаг – Флажков)

Воспитатель: Ребята, а когда к человеку относятся уважительно, называют его по имени и отчеству. Кого в детском саду вы так называете? (воспитателя, няню, тренера, медсестру и т.д.) К детям же можно обратиться просто по имени. Важно произносить имена ласково, не называть грубо.

7. Игра «Назови ласково» с мячом.

Дети по цепочке перекатывают мяч друг другу и ласково называют соседа.

Воспитатель: Имя с человеком остается навсегда, до самой смерти, становится частью его. Оно радует и приносит удачу.

Имя радость нам дает,

Счастье и удачу.

Мы, конечно, захотим,

Знать, что имя значит.

Воспитатель: А вы знаете, что каждое имя имеет свое значение?

Вот, например, Николай- победитель, Софья – премудрая.

А кто из вас знает значение своего имени? (Ответы детей)

Свидетельство о рождение подтверждает наше право на … (имя). Мы правы, тетушка Сова? (Да)

8. Итог занятия.

Воспитатель: Тетушке Сове пришло время возвращаться домой. А чтобы проверить, как вы запомнили все, о чем мы с вами сегодня говорили, Сова приготовила для вас свои умные вопросы и подарки. На вопросы отвечайте и подарки получайте.

Какой документ закрепляет право на имя?

У кого есть имя?

Назови свое взрослое имя.

Кто выбирает имя ребенку?

Что есть у каждого человека, кроме имени?

Зачем нужна фамилия?

Почему нельзя называть грубо, дразнить человека?

Как получались фамилии?

(Каждому отвечающему поочередно Сова вручает шоколадную плитку)

Сова: Молодцы, ребята! Вы очень умные, добрые и внимательные. Я верю, что вы вырастите и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел, новых открытий для всех людей и прославите свое имя, отчество, фамилию. Всего вам доброго. До свидания.

Дети: до свидания!



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «Я И МОЁ ИМЯ»
Автор: Ушанова Анна Владимировна, воспитатель «МБДОУ «Детский сад №205» г. Нижний Новгород
Аннотация: Предлагаю вам конспект НОД для детей старшей группы (5-6 лет) по теме: "Я и моё имя". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы при знакомстве детей с Конвенцией о правах ребенка.
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Я и моё имя»
Цель: формирование представления о важности права на имя.
Задачи:
- знакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека, обсудить соответствие характера, поведения его имени;
-развивать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, делать выводы;
- воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, к своему имени;
-активизировать в речи детей нежные и ласковые слова.
Материал:
- иллюстрации: «Все имеют равные права», «Имя».
- «Свидетельство о рождении» (ребенка).
- Документ «Конвенция о правах ребенка».
Предварительная работа с родителями:
- составление с ребенком генеалогического древа, рассказа на тему «Мое семья», «Моё имя»
Словарная работа: право, тёзка, отчество, фамилия, имя, родственник

Ход непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Организационный момент
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Дружно за руки возьмемся
Друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Доброе утро, дети. Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Приятно ли вам, когда с вами здороваются?
Дети: Да
Воспитатель: А для чего люди здороваются друг с другом?
Дети: Чтобы было хорошее настроение, когда люди здороваются друг с другом, то желают здоровья.
Воспитатель: А теперь поздороваемся друг с другом (дети передают цветок)
Воспитатель: Ребята, когда вы здоровались, то произносили что … ИМЯ. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя нельзя увидеть, но оно отличает нас друг от друга.
1. Имена.
Воспитатель: Имена - это слова, но особые. Они значат очень многое. Имена бывают ласкательные и грубые. Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение говорящего. Однако нередко можно услышать пренебрежительную форму имени: Васька, Ванька, Танька. Приятно ли слышать такое? Почему? Использование таких форм обижает людей, унижает их достоинство. Мне бы не хотелось слышать у нас в группе такое обращение друг к другу. Люди имеют имена, чтобы при общении отличаться друг от друга, иметь возможность обратиться друг к другу. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как например:
Добрыня - делающий добро.
Любомир - любящий мир.
Людмила - милая людям.
Владимир – владеющий миром.
Тихомир – тихий и мирный.
Надежда, Вера, Любовь - все это древнерусские имена.
Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол - мальчик это или девочка, мужчина или женщина. По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек.
Воспитатель: Допустим, к одному человеку обратились «Феденька», а к другому «Марина Витальевна»? Кто они?
Дети: «Феденька» - это мальчик, а «Марина Витальевна» - это взрослый человек, т.е. женщина, воспитатель.
Воспитатель: Если ребенка позвали «Ваня», а другого «Катя». Что можно сказать про этих детей?
Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.
Воспитатель: Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?
Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.
Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?
Дети: По имени и отчеству обращаются к старшим людям.
Воспитатель: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых и друзей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно отгадали.
А теперь я предлагаю немного размяться (дети встают в круг на физкультминутку).
Физкультминутка «ДОМ ИМЁН»
Эй, ребята! Встаньте в круг! (дети встают в круг)
Вот как много стало рук! (руки вперед, тыльной стороной кверху)
Чьи же руки подскажите, (дети называют свои имена,)
И ладошки покажите (переворачивают ладошки кверху)
А теперь за руки взялись, (берутся за руки и бегут по кругу)
И по кругу пробежались.
Сделали поуже круг, (все дети соединяют руки над головой)
Крышу сделали из рук.
Получился дом имен (взявшись за руки, делают круг шире,)
В этом доме мы живем! (руки вверху)

2. Тёзки (беседа проводится на ковре, стоя)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете - что такое тезки? Вы знакомы с этим словом? Что оно значит?
Дети: Тезки – это люди, у которых одинаковые имена.
Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань»
В группе было восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду – Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
Воспитатель: А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?
Дети: Может быть по фамилии?
Воспитатель: Совершенно верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в группе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае?
Дети: В этом случае поможет отчество.
Воспитатель: Молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. А сейчас давайте назовем тезок. Есть ли у нас в группе тезки? Хорошо, разобрались в тёзках.
А теперь я предлагаю подойти к нашей выставке (дети подходят к библиотеке, где оформлена выставка)
3.«Право на имя»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговариваем с вами об именах? Я хотела познакомить вас с правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь?
Дети: Может быть – это право на имя?
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя. Это первый подарок, который мамы и папы преподносят своему ребёнку, и подарок этот на всю жизнь. Как нужно относиться к своему имени? Послушайте внимательно стихотворение В.Агапова «Дорожите именем своим!»
Дорожите именем своим!
Имена даются не случайно…
В них простая маленькая тайна
Дорожите именем своим!
Ах, как много ласковых имён
У мальчишек в школе и девчонок!
Вечером и утречком, спросонок,
Слушайте их звучный перезвон:
Света, Миша, Сашенька, Максим…
Сколько знает каждый, сосчитайте!
Никого, друзья, не обижайте…
Дорожите именем своим!

Воспитатель: Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении» (Показ документа).

В этом документе записаны: имя, отчество, фамилия ребенка, число, месяц, год рождения ребенка, место рождения, фамилия имя отчество мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей. «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами и обижаются, если взрослые путают их.
Человек проносит имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит». Доброго, отзывчивого, уважаемого человека всегда называют по имени. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки и многое другое.

Воспитатель: А вам нравятся ваши имена?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте посмотрим ваши альбомы, которые вы приготовили с родителями.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, может ли имя расти?
Дети: Нет, имя расти не может.
Воспитатель: Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Послушайте внимательно одну историю
Это было давно… Звали эту девочку ласково: Аня, Анечка, Анюта. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Анечка. Мои дети называют меня «мама». Друзья зовут Аннушкой. А в детском саду я для всех Анна Владимировна.
Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. Вовочка в школе станет Владимиром, Катенька–Екатериной, Лиза - Елизаветой
Когда станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас? (Ответы детей)
4. Разгадывание загадок
Воспитатель: Ребята, я приготовила загадки про имена. Давайте послушаем, и попробуем их разгадать:
1. В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли … (Красная Шапочка)
2. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка)
3. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)
4. В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой)
5. Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой)
Итог занятия.
Воспитатель: Вот и заканчивается наша беседа. О чем вы сегодня узнали?
Дети: О праве на имя.
Воспитатель: Да, вы узнали, что означают ваши имена, которые дали вам родители, вы все имеете право носить и гордиться своим именем, потому что оно лучшее, неповторимое. Берегите свое имя, любите его, с уважением относитесь к людям – носителям имен.
Спасибо, ребята, у меня есть право сказать, что вы молодцы.

Нина Белова
Конспект занятия в старшей группе «Наши имена»

Конспект занятия в старшей группе .

Воспитатель Белова Нина Александровна

Тема : «Наши имена » .

Цель :

дать представления об образовании русских имен , значении имени для человека , по-знакомить с понятием «тёзка» ,

развивать любознательность и потребность в приобретении новых знаний, приобщать к познавательным беседам,

формировать навыки вежливого обращения к окружающим, воспитывать чувство са-моуважения,

продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве (влево, вправо, вверх, вниз и т. д., соотносить палочки Кюизенера с цифрами.

Продолжать формировать гендерные представления.

Материал : кукла-младенец, карточки, палочки Кюизенера, буквы, календарь, мяч, игра «Как растет твоё имя» .

Ход занятия:

I. Вношу куклу- младенца. Ребята, вот родился младенец, маленький человечек. Что нужно сразу сделать? Правильно, придумать ему имя, назвать его. Но чтобы назвать этого малыша, что мы должны знать? (мальчик это или девочка) . сегодня мы с вами пого-ворим об именах .

У каждого человека, живущего на Земле, есть имя. Для чего человеку дают имя? (По имени можно узнать , девочка это или мальчик, позвать на помощь, определить, молодой это человек или пожилой). Каждый человек имеет право на то, чтобы его называли по имен . У вас тоже есть имена .

Дидактическая игра «Назови своё имя» (Дети передают мяч и называют своё имя или показываю буквы – ребёнок называет имя с этим звуком).

II. Всё в мире совершенствуется, меняется, меняются и имена . Раньше на Руси наши предки имели другие имена . Например, Добрыня. Как вы думаете, что означает имя Добрыня? (Делающий добро) . Любомир? (Любящий мир) . Владимир? (Владеющий ми-ром) . Мальчику могли дать имя Лев. Как вы думаете, почему? (Родители хотели, чтобы ребёнок был сильный и храбрый) . Имена бывают разные , бывают редкие : Варвара, Нонна, Савва, Клавдия, Агафья, Анфиса. Какие редкие имена вы знаете , встречались в русских народных сказках? (Василиса, Дарья, Пелагея) . Раньше детям давали имена при крещении , и только те, которые были записаны в Святцах. Сейчас родители могут выбрать любое по-нравившееся имя или тоже обратиться к специальному календарю, где записаны все рус-ские имена . У меня есть календарь, но он не специальный, хотя здесь тоже можно выбрать имя.

Вот сейчас мы и придумаем имя нашему младенцу. (Выбираем имя по календарю) .

III. У каждого человека своя история имени . Могут быть у девочек имена , как названия цветов. Вы знаете такие имена ? (Лилия, Роза, Маргарита) . Почему родители да-ют детям такие имена ? (мамы и папы хотят, чтобы их дети были красивыми и нежными, как цветы) .

Скороговорка

Собирала Маргаритка

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргаритка

Маргаритки во дворе.

Каждое имя что-нибудь обозначает. Многие имена пришли к нам вместе с христианской религи-ей из Греции.

Например :

Иван – значит «божий подарок»

Александр – «защитник людей»

Максим – «величайший»

Никита – «победитель»

Ирина – «мир, покой»

Вера – «от слова «верить»

Софья – «мудрость»

Каждому человеку приятно слышать своё имя.

Физминутка – игра «В нашей группе » .

В нашей группе дав Максима ,

Владик, Лиза, Яна, Дима.

Саши два и три Артёма,

Ласково зовём их Тёма.

Насти две, Катюша, Лёша,

У него есть друг хороший.

Это Ваня. Он у нас

Собирается в первый класс.

Есть Валера и Семён,

Очень дружен с Полиной он.

Никита есть, Камилла,

Две Софьи, одна Дина.

Вот такая у нас картина!

Иногда вы кричите друг другу : «Эй ты, иди-ка сюда!» это обидно, оскорбительно и очень невежливо. Хорошо ли звать так человека? Вы отказываетесь, когда вас так зовут? Не надо отзываться, если кто-то зовёт таким образом.

Но иногда вы хотите к кому-то обратиться, а имени не знаете . Как поступить в этом случае? Надо спросить имя, познакомиться. Вы умеете знакомиться? Давайте немножко поиграем.

Игра «Знакомство» .

Представьте себе, что вы не знаете друг друга и очень хотите узнать имя. Как это сделать? Вы-зываю двух детей и предлагаю познакомиться.

Правила знакомства :

1. Если вы хотите познакомиться, то надо улыбнуться, сделать жест головой или рукой, подчеркивающий это желание.

2. После знакомства говорят «Очень приятно было с Вами (с тобой) познакомиться. Или – рада нашему знакомству.

3. Надо подать друг другу руку и пожать её. Если знакомятся девочка и мальчик, то пер-вой руку подает девочка.

Итак, имя мы узнали.

Но тут ещё одна загадка. Вот послушайте стихотворение. Оно называется «Сколько имён у по-дружки, у Оли?» Может кто-то из вас догадался, сколько?

Читаю :

Сколько имён у подружки, у Оли?

Как бы, друзья, не запутаться тут.

Олей зовут эту девочку в школе.

Олечкой папа и мама зовут.

Олюшкой тётя её называет.

«Олька!» - кричит озорник во дворе.

Кто же, скажи-ка, мне посчитает,

Сколько имён у подруги моей?

Правильно, имя у Оли одно, а другие формы – это варианты имени . Ребята, а какое полное имя у Оли? – (Ольга) .

Да, бывают имена полные и неполные . Например, Екатерина – Катя, Катюша, Катенька или – Нина.

IV. Хотите узнать, как растет ваше имя?

Игра «Как растет имя»

Показываю три цветка : маленький, средний и большой. Рассказываю про своё имя. Вызываю ре-бёнка, он берёт цветы и рассказывает про своё имя.

V. А теперь, ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в сказку.

Раз – налево посмотри,

Два – направо посмотри,

Три, четыре – вверх и вниз

И по кругу пробегись

Глазки ты на миг закрой,

Целый мир перед тобой.

Открывай скорее глазки,

Попадем сейчас мы в сказку.

Я – фея, у меня волшебная палочка, я вас всех превращаю : девочек – в принцесс, мальчиков – в рыцарей. Вы должны помочь оживить сказочных героев – девочки-принцессы оживляют рыцарей, а мальчики –рыцари – принцесс.

Садитесь за столы и начинайте работать. Потом нужно придумать имя своему рыцарю или принцессе.

Итог : Молодцы, ребята. Вы сегодня много нового узнали о своих именах . Не забудьте рассказать своим родителям.

Публикации по теме:

Образовательные области: «Художественно - эстетическое развитие». «Речевое развитие», «Физическое развитие». Задачи: 1. Развивать умение.

Конспект итогового занятия в старшей группе «Наши интересы и увлечения» Цель: Подведение итогов совместного воспитательно - образовательного процесса, как средства всестороннего развития личности ребёнка. Задачи:.

Конспект комплексного занятия в старшей группе Тема: «Кто живет в лесу» Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №1861 Загорье дошкольное отделение №4 Южного окружного управления образования.

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Защитники Отечества» Тема: «Защитники Отечества» Цели: 1. Коррекционно - образовательные: Закрепить знания о всенародном празднике воинов; Уточнить, кто такие.

Конспект музыкального занятия в старшей группе Тема «Весенний перезвон». Программные задачи: 1. Закрепить понятие о вальсе, расширять и обогащать словарный запас детей. 2. Продолжать разучивание песен, формировать.

Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Наши имена» Тема: «Наши имена» (интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт» Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт» Цель: уточнение и расширение словаря детей